Школьные сочинения и шпаргалки по литературе и русскому языку
школьные сочинения | карта сайта
 
Школьные сочинения
Школьные сочинения и шпаргалки по литературе и русскому языку помогут школьникам общеобразовательной средней школы в учебе и при сдаче экзаменов по литературе.

Основы и правила написания сочинений помогут на выпускных экзаменах в средней школе и вступительных экзаменах в высшие учебные заведения.

Здесь вы можете скачать лучшие сочинения на любой вкус, которыми будет доволен даже самый строгий учитель.
Как писать сочинения
Орфография
Пунктуация




Русский язык - первоэлемент великой русской литературы

1) эстетическая функция слова;
2) прямое и переносное значения слова в художественном тексте;
3) словесный образ.
II. Богатство, красота, выразительность русского языка:
1) гибкость и выразительность фонетической системы, звукопись;
2) богатство и разнообразие словообразовательной системы русского языка;
3) лексическое богатство русского языка, основные поэтические тропы (эпитет, метафора, олицетворение, слова-символы - традиционные метафоры в русской литературе), фигуры речи (градация, антитеза);
4) выразительность средств морфологии и синтаксиса русского языка, изобразительные приемы, построенные на грам-
* Предложенный материал билета может быть использован учеником как справочный для проведения анализа текста на экзамене.
матической основе (инверсия, риторический вопрос, риторическое обращение, сравнение).
III. Лингвистика о художественном тексте:
1) филологическое и лингвистическое понятия текста и его признаки, структура текста: выраженность, членимость, автономность, связность, упорядоченность, цельность; тема, jt идея, сюжет, композиция; данное и новое, микротекст, мик-|ротема, абзац;
2) связь предложений в тексте;
3) стили речи;
4) типы речи.
I. Слово, по определению М. Горького, является ««первоэлементом» литературы, а сам язык - материалом словесного искусства. Известный лингвист L. П. Журавлев писал о том, что художественная лите-|ратура - высшая форма организации языка, когда все Вважно: и глубина значения слова, и ритм, и полная Цсмысла музыка звуков.
Слова как элементы художественной, поэтической |речи имеют не только смысловую (семантическую), но Ей эстетическую информацию; они не только сообщают 1что-то разуму, но и воздействуют на чувства своей не-шовторимостью, образностью, звуковой организацией, Енеобычным словообразованием, особым порядком слов |в предложении, многоплановостью значений слов, рит-|мом. Художественный текст насыщен словами и пря-[мого значения, и образно-переносного.
Словесный образ (отдельное слово, абзац, строфа, |часть литературного произведения) показывает, как шисатель видит и художественно изображает мир. Пи-(сатель владеет умением, соблюдая языковые нормы, выбирать из возможных вариантов наиболее удачные для создания словесного образа. Яркими примерами речевого мастерства служат художественные произведения выдающихся русских писателей. Гоголь так писал о стихотворениях Пушкина: «Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт». В языке художественного произведения точное сло-
во - это не только слово, точно обозначающее предмет, явление, действие, признак, но и слово, точно выбранное для выражения художественного замысла автора:
- Мне русская речь - как музыка: В ней слово звучит, поет, В ней дышит душою русскою Создатель ее - народ. И я в эту речь ныряю, Как в речку, И там, со дна, Сокровища добываю, В которых поет весна.
(Я. Браун.)
II. Богат, красив и выразителен русский язык.
Гибкость и выразительность русской фонетической системы восхищает многих. Один из самых сильных приемов - звукопись. Она достигается подбором слов близкого звучания, виртуозным сочетанием звуков, повторением одного и того же звука или сочетания звуков, употреблением слов, которые своим звучанием напоминают звуковые впечатления от изображаемого явления. Повторение сходных согласных называется аллитерацией, а повтор гласных - ассонансом. Ученый-методист С. И. Львова в книге «Уроки словесности» рассказывает: «Так, звонкий дрожащий упругий звук [р] связывается в нашем сознании со значением активного шума, грома, грохота, раската, торжественного звона: По небу голубому проехал грохот грома. (С. Маршак.)
...Настойчивое повторение звука [у] может усилить настроение легкой грусти, нежности: Люблю березу русскую, то светлую, то грустную. (А. Прокофьев.)»
Огромное количество морфем в русском языке является признаком его богатства и источником особой выразительности. В. Г. Белинский писал: «Русский язык необыкновенно богат для выражений явлений природы... какое богатство... для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих виды: плавать, плыть, доплывать, доплыть, приплывать, приплыть, отплывать, отплыть, заплывать, заплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, расплавиться, расплыться, наплаваться, заплаваться. Это все один глагол для выражения двадцати оттенков одного и того же действия!» Белинский обратил внимание на выразительность многоприставочных глаголов.
В русских народных песнях, сказках часто используются уменьшительно-ласкательные суффиксы: дубравушка, путь-дороженька, бережки, хозяюшка, буйная головушка, красное солнышко, платочек шел-ковенький. Часто писатели и поэты обыгрывают внутреннюю форму слова (значение морфем): Я всю зиму провел в здешнем краю. Я говорю, что я остепенился, потому что зарылся в степь. (П. Вяземский.)
• Лексика русского языка удивительно многообразна. Она включает синонимы, антонимы, омонимы, слова в переносном значении. Эти языковые средства - фундамент построения различных поэтических тропов, фигур речи.
В произведениях русской литературы можно найти прилагательные-эпитеты, которые характеризуют предмет, подчеркивают его качества, свойства, создают определенный образ: ветер - буйный, бродячий, резвый (у Баратынского), быстротечный, летучий, пустынный (у Пушкина), вздыхающий (у Бальмонта), желтый, синь-студеный (у Есенина), сладкий, драгоценнейший (у Васильева).
Много примеров метафоры, тропа, где слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту: сонное озеро города (у Блока), зерна глаз, костер рябины красной (у Есенина), море неба (у Хлебникова), морской воды тяжелый изумруд (у Мандельштама), ручей улыбки (у Светлова).
Часто в произведениях фольклора, художественной литературы встречаются олицетворения - когда не-
одушевленные предметы наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить и чувствовать): Улыбнулись сонные березки... (С. Есенин.) О чем ты воешь, ветр ночной... (Ф. Тютчев.)
Синонимы - основа такой стилистической фигуры речи, как градация - расположение слов по степени усиления или ослабления их смыслового или эмоционального значения: Через двести - триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной. (А. Чехов.)
Антитеза - стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий: Со всеми буду я смеяться, а плакать не хочу ни с кем. (М. Лермонтов.)
Омонимы, устаревшие слова, диалектизмы, профес-сионализмы, фразеологические сочетания также обладают удивительными художественными возможностями.
Русский язык богат синтаксическими образными средствами. Интонация придает синтаксическим конструкциям естественность, эмоциональность звучания.
Веками отшлифована в языке инверсия: Унылая пора! очей очарованье! (А. Пушкин.) Она придает стихотворению больше экспрессии, эмоциональности, меняет его интонацию.
Риторический вопрос, риторическое (поэтическое) обращение создают особую эмоциональность, разговорный колорит: Знакомые тучи! Как вы живете? (М. Светлов.)
III. Чтобы лучше понять художественную речь, ее своеобразие, нужно хорошо знать законы функционирования русского языка. Художественное воспроизведение действительности, изображаемой в литературном произведении, предполагает наличие у читателя способности понимать значения слов, наличие специальных знаний из различных областей науки, истории и культуры народа и, конечно, знаний лингвистической теории.
20
В широком филологическом понимании текст - это произведение словесности.
В узком понимании текст - это выраженное в устной или письменной форме сочетание предложений, отделенных друг от друга конечными знаками (точкой, вопросительным или восклицательным знаком) и связанных по смыслу (темой и главной мыслью) и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте - порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация. Каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. Повторяющаяся часть называется «данное» (то, что известно, дано говорящему - Д), от нее отталкивается говорящий, строя новое предложение, развивающее тему высказывания. Часть предложения, которая содержит новую информацию и на которую падает логическое ударение, получила название «новое» (Н). Текст имеет начало и конец, т. е. это относительно законченное высказывание. В тексте предложения располагаются в определенном порядке.
Структура текста связана темой и идеей, сюжетом и композицией. Содержание текста раскрывается только через его словесную форму.
Тема - это то, что описывается в тексте, о чем идет повествование, развертывается рассуждение, ведется диалог. Заголовок может называть тему. Названия художественных произведений могут быть прямо связаны с темой, могут представлять собой метафорический образ, подводящий к теме («Герой нашего времени», «Мертвые души»). Тема может быть узкая и широкая («Осень» - широкая тема, «Осенний день» - узкая тема).
Идея - основная, главная мысль, замысел произведения, то, что говорится о предмете речи.
Сюжет - в художественном тексте - последовательность и связь описания событий.
Композиция - строение, соотношение и взаимное расположение частей художественного произведения.
А как связываются между собой предложения в тексте? Существуют два способа связи предложений в тексте, два способа развертывания текста - последовательный и параллельный (см. билет М° 25).
В распоряжении человека, писателя есть целый набор языковых вариантов, каждый из которых предназначен для употребления в определенной сфере жизни. Варианты литературного языка, которые обусловлены различными сферами общения, называются функциональными стилями речи (см. билет № 27).
Выделяют три основных функционально-смысловых типа текста: повествование, описание, рассуждение.
Реклама
Сочинения
Реклама
кондитерская Славишна (кондитерская Славишна - торты учителям и выпускникам)
Школьные сочинения и шпаргалки по литературе и русскому языку