1) эстетическая функция слова;
2) прямое и переносное значения слова в художественном
тексте;
3) словесный образ.
II. Богатство, красота, выразительность русского языка:
1) гибкость и выразительность фонетической системы,
звукопись;
2) богатство и разнообразие словообразовательной системы
русского языка;
3) лексическое богатство русского языка, основные
поэтические тропы (эпитет, метафора, олицетворение,
слова-символы - традиционные метафоры в русской литературе),
фигуры речи (градация, антитеза);
4) выразительность средств морфологии и синтаксиса русского
языка, изобразительные приемы, построенные на грам-
* Предложенный материал билета может быть использован
учеником как справочный для проведения анализа текста на
экзамене.
матической основе (инверсия, риторический вопрос,
риторическое обращение, сравнение).
III. Лингвистика о художественном тексте:
1) филологическое и лингвистическое понятия текста и его
признаки, структура текста: выраженность, членимость,
автономность, связность, упорядоченность, цельность; тема,
jt идея, сюжет, композиция; данное и новое, микротекст,
мик-|ротема, абзац;
2) связь предложений в тексте;
3) стили речи;
4) типы речи.
I. Слово, по определению М. Горького, является
««первоэлементом» литературы, а сам язык - материалом
словесного искусства. Известный лингвист L. П. Журавлев
писал о том, что художественная лите-|ратура - высшая форма
организации языка, когда все Вважно: и глубина значения
слова, и ритм, и полная Цсмысла музыка звуков.
Слова как элементы художественной, поэтической |речи имеют
не только смысловую (семантическую), но Ей эстетическую
информацию; они не только сообщают 1что-то разуму, но и
воздействуют на чувства своей не-шовторимостью, образностью,
звуковой организацией, Енеобычным словообразованием, особым
порядком слов |в предложении, многоплановостью значений
слов, рит-|мом. Художественный текст насыщен словами и пря-[мого
значения, и образно-переносного.
Словесный образ (отдельное слово, абзац, строфа, |часть
литературного произведения) показывает, как шисатель видит и
художественно изображает мир. Пи-(сатель владеет умением,
соблюдая языковые нормы, выбирать из возможных вариантов
наиболее удачные для создания словесного образа. Яркими
примерами речевого мастерства служат художественные
произведения выдающихся русских писателей. Гоголь так писал
о стихотворениях Пушкина: «Слов немного, но они так точны,
что обозначают все. В каждом слове бездна пространства;
каждое слово необъятно, как поэт». В языке художественного
произведения точное сло-
во - это не только слово, точно обозначающее предмет,
явление, действие, признак, но и слово, точно выбранное для
выражения художественного замысла автора:
- Мне русская речь - как музыка: В ней слово звучит, поет, В
ней дышит душою русскою Создатель ее - народ. И я в эту речь
ныряю, Как в речку, И там, со дна, Сокровища добываю, В
которых поет весна.
(Я. Браун.)
II. Богат, красив и выразителен русский язык.
Гибкость и выразительность русской фонетической системы
восхищает многих. Один из самых сильных приемов - звукопись.
Она достигается подбором слов близкого звучания, виртуозным
сочетанием звуков, повторением одного и того же звука или
сочетания звуков, употреблением слов, которые своим
звучанием напоминают звуковые впечатления от изображаемого
явления. Повторение сходных согласных называется
аллитерацией, а повтор гласных - ассонансом. Ученый-методист
С. И. Львова в книге «Уроки словесности» рассказывает: «Так,
звонкий дрожащий упругий звук [р] связывается в нашем
сознании со значением активного шума, грома, грохота,
раската, торжественного звона: По небу голубому проехал
грохот грома. (С. Маршак.)
...Настойчивое повторение звука [у] может усилить настроение
легкой грусти, нежности: Люблю березу русскую, то светлую,
то грустную. (А. Прокофьев.)»
Огромное количество морфем в русском языке является
признаком его богатства и источником особой выразительности.
В. Г. Белинский писал: «Русский язык необыкновенно богат для
выражений явлений природы... какое богатство... для
изображения явлений естественной действительности
заключается только в глаголах русских, имеющих виды:
плавать, плыть, доплывать, доплыть, приплывать, приплыть,
отплывать, отплыть, заплывать, заплыть, уплывать, уплыть,
наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, расплавиться,
расплыться, наплаваться, заплаваться. Это все один глагол
для выражения двадцати оттенков одного и того же действия!»
Белинский обратил внимание на выразительность
многоприставочных глаголов.
В русских народных песнях, сказках часто используются
уменьшительно-ласкательные суффиксы: дубравушка,
путь-дороженька, бережки, хозяюшка, буйная головушка,
красное солнышко, платочек шел-ковенький. Часто писатели и
поэты обыгрывают внутреннюю форму слова (значение морфем): Я
всю зиму провел в здешнем краю. Я говорю, что я остепенился,
потому что зарылся в степь. (П. Вяземский.)
• Лексика русского языка удивительно многообразна. Она
включает синонимы, антонимы, омонимы, слова в переносном
значении. Эти языковые средства - фундамент построения
различных поэтических тропов, фигур речи.
В произведениях русской литературы можно найти
прилагательные-эпитеты, которые характеризуют предмет,
подчеркивают его качества, свойства, создают определенный
образ: ветер - буйный, бродячий, резвый (у Баратынского),
быстротечный, летучий, пустынный (у Пушкина), вздыхающий (у
Бальмонта), желтый, синь-студеный (у Есенина), сладкий,
драгоценнейший (у Васильева).
Много примеров метафоры, тропа, где слова или выражения
сближаются по сходству их значений или по контрасту: сонное
озеро города (у Блока), зерна глаз, костер рябины красной (у
Есенина), море неба (у Хлебникова), морской воды тяжелый
изумруд (у Мандельштама), ручей улыбки (у Светлова).
Часто в произведениях фольклора, художественной литературы
встречаются олицетворения - когда не-
одушевленные предметы наделяются свойствами живых существ
(даром речи, способностью мыслить и чувствовать): Улыбнулись
сонные березки... (С. Есенин.) О чем ты воешь, ветр
ночной... (Ф. Тютчев.)
Синонимы - основа такой стилистической фигуры речи, как
градация - расположение слов по степени усиления или
ослабления их смыслового или эмоционального значения: Через
двести - триста лет жизнь на Земле будет невообразимо
прекрасной, изумительной. (А. Чехов.)
Антитеза - стилистическая фигура контраста, резкого
противопоставления понятий: Со всеми буду я смеяться, а
плакать не хочу ни с кем. (М. Лермонтов.)
Омонимы, устаревшие слова, диалектизмы, профес-сионализмы,
фразеологические сочетания также обладают удивительными
художественными возможностями.
Русский язык богат синтаксическими образными средствами.
Интонация придает синтаксическим конструкциям
естественность, эмоциональность звучания.
Веками отшлифована в языке инверсия: Унылая пора! очей
очарованье! (А. Пушкин.) Она придает стихотворению больше
экспрессии, эмоциональности, меняет его интонацию.
Риторический вопрос, риторическое (поэтическое) обращение
создают особую эмоциональность, разговорный колорит:
Знакомые тучи! Как вы живете? (М. Светлов.)
III. Чтобы лучше понять художественную речь, ее своеобразие,
нужно хорошо знать законы функционирования русского языка.
Художественное воспроизведение действительности,
изображаемой в литературном произведении, предполагает
наличие у читателя способности понимать значения слов,
наличие специальных знаний из различных областей науки,
истории и культуры народа и, конечно, знаний лингвистической
теории.
20
В широком филологическом понимании текст - это произведение
словесности.
В узком понимании текст - это выраженное в устной или
письменной форме сочетание предложений, отделенных друг от
друга конечными знаками (точкой, вопросительным или
восклицательным знаком) и связанных по смыслу (темой и
главной мыслью) и грамматически. Основные средства
грамматической связи предложений в тексте - порядок
предложений, порядок слов в предложениях, интонация. Каждое
следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в
себя ту или иную его часть. Повторяющаяся часть называется
«данное» (то, что известно, дано говорящему - Д), от нее
отталкивается говорящий, строя новое предложение,
развивающее тему высказывания. Часть предложения, которая
содержит новую информацию и на которую падает логическое
ударение, получила название «новое» (Н). Текст имеет начало
и конец, т. е. это относительно законченное высказывание. В
тексте предложения располагаются в определенном порядке.
Структура текста связана темой и идеей, сюжетом и
композицией. Содержание текста раскрывается только через его
словесную форму.
Тема - это то, что описывается в тексте, о чем идет
повествование, развертывается рассуждение, ведется диалог.
Заголовок может называть тему. Названия художественных
произведений могут быть прямо связаны с темой, могут
представлять собой метафорический образ, подводящий к теме
(«Герой нашего времени», «Мертвые души»). Тема может быть
узкая и широкая («Осень» - широкая тема, «Осенний день» -
узкая тема).
Идея - основная, главная мысль, замысел произведения, то,
что говорится о предмете речи.
Сюжет - в художественном тексте - последовательность и связь
описания событий.
Композиция - строение, соотношение и взаимное расположение
частей художественного произведения.
А как связываются между собой предложения в тексте?
Существуют два способа связи предложений в тексте, два
способа развертывания текста - последовательный и
параллельный (см. билет М° 25).
В распоряжении человека, писателя есть целый набор языковых
вариантов, каждый из которых предназначен для употребления в
определенной сфере жизни. Варианты литературного языка,
которые обусловлены различными сферами общения, называются
функциональными стилями речи (см. билет № 27).
Выделяют три основных функционально-смысловых типа текста:
повествование, описание, рассуждение.
|