Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И
если он яркий, мы вдруг задумываемся над тем,
какое значение имеет для нас это произведение, что оно дало
нам.
Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и
теперь они читаются и идут в театрах. Видимо,
им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что это -
энциклопедия предреволюционной России, история,
запечатленная мастерски и жизненно, но нельзя забывать, что
в них много общечеловеческого, подходящего не
только к прошлой, но и к нынешней жизни.
“Человек - это великолепно! Это звучит... гордо!” Эти слова,
сказанные на заре ХХ века, определяли творческую линию писателя. Он любил людей, поэтому его
воображение, пронизанное прекрасной мечтой о великом
призвании человека, рождало такие изумительные образы, как
Данко.
Но он же выступал и со страстным, горячим протестом против
всего, что принижало человека, против всех
“свинцовых мерзостей жизни”.
В пьесе “На дне” с большой силой и непревзойденным
художественным мастерством показаны те ужасные
условия жизни, которые толкают на “дно” ее, в “яму”. И тогда
человек перестает быть человеком. Да разве ж
это люди обитают в омерзительной ночлежке Костылева? Они
утратили все человеческое, потеряли даже облик человека,
превратились в жалких, никому не нужных существователей.
Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними
случилось : у них не хватило твердости или умения бороться
с судьбой, желания трудиться, преодолевать трудности. Но
виноваты и социальные условия. Это
была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других,
эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В
каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и
личных проблем.
Но даже и здесь, “на дне” жизни, действуют свои неумолимые
волчьи законы. Здесь свои “короли” и под-
властные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и
работники. Законы общества преследуют человека от
рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки.
Только в последних все гораздо обнаженнее, а
отношения более дикие. И в этом обвинение строю и обществу!
Жизнь здесь для нормального человека хуже
каторги. Она толкает людей на преступления, черствость,
бесчестность. Ворует Васька Пепел, умирает в страш-
ных муках Анна, идет на самое ужасное в жизни Настя,
окончательно спивается Актер. Они уже не поднимутся.
А ведь это люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И
поэтому полна страстных мечтаний о будущем
Наташа, думает о светлых чувствах Настя, верит в свою мечту
больной и опустившийся Актер. У них только и
осталось в жизни, что вера. “У нас нет имени! Даже собаки
имеют клички, а мы нет!” - с горьким чувством восклицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека,
выброшенного за борт жизни. У них отняли все, у этих забытых
людей, но не смогли отнять веры в лучшее. Этим качеством с
избытком обладал сам Горький,
наделял он им и своих героев.
Странник Лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь
в сердце каждого искру надежды и мечты. Но после его ухода
еще тяжелее стала жизнь ночлежников. Люди эти так изломаны,
что им уж нечего ждать. И надежда, оброненная Лукой, лишь
разбередила их раны. Поманил странник, а дороги не показал.
Как ореховая скорлупа, раздавлены мечты Клеща о лучшем
времени, и в результате мы видим его падшим
крайне низко : “ Никогда уже он не выберется отсюда”. И
читателю становится не по себе от этих слов.
Пьеса утверждает : так больше жить невозможно!
Многие свои мысли вкладывает автор в уста Сатина. Порой
странно слышать такие высокие слова от каторжника и шулера. Мы понимаем, что в Сатине погибли
недюжинная натура, сильный, ясный ум. Гордые слова о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что
люди достойны лучшей участи.
Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом
любить человека, сделать так, чтобы имя это
действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный
политический резонанс, звала к переустройству общества,
выбрасывающего людей “на дно”. Нет и не может быть счастья,
пока человек несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и
свободы потому уже, что он Человек !
Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и
милосердии, когда призываем “милость к падшим”, пьеса Горького обретает иное значение. Это не только
исторический документ, не просто выдающееся
творение человеческого ума, это и произведение, которое
вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным
проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.
|