В 60-80-е годы в советскую литературу вошли поэты, которые
принесли с собой немало нового и развили старые традиции.
Многообразна тематика их творчества, а поэзия глубоко
лирична, интимна.
Но и тема Родины никогда не сходила со страниц нашей
литературы. Ее образы, связанные то с природой родной
деревни, то с местами, где воевал человек, можно найти чуть
ли не в каждом произведении. И у каждого автора свое
восприятие о ощущение Родины.
Проникновенные строки о России находим мы у Николая Рубцова
(1936-1971 гг.), который ощущает себя словно наследником
многовековой русской истории. Критики считают, что
творчество этого поэта соединило в себе традиции русской
поэзии XIX-XX веков - Тютчева, Фета, Блока, Есенина.
В стихотворении “Видения на холме” Рубцов пишет :
Россия, Русь - куда я ни взгляну...
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды
Люблю навек, до вечного покоя...
Россия, Русь! Храни себя, храни!...
С вечными темами у наших современников неизменно
ассоциируется и имя Расула Гамзатова (1923 год).
Иногда про него говорят, что его дальнейший путь трудно
предсказать. Настолько неожидан он в каждой своей книге : от
крылатых шуток до трагических “Журавлей”, от прозаической
“энциклопедии” ”Мой Дагестан” до афоризмов “Надписи на
кинжалах”. Но все же нетрудно вычленить темы, на которых
держится его поэзия.
Это - преданность Родине, уважение к старшим, преклонение
перед женщиной, матерью, достойное продолжение дела отца.
Всему я на свете люблю свою меру :
И утру, и полдню, и сумеркам серым,
И снам, и покою, и песням старинным,
И даже траве в наших горных вершинах.
Но только в одном не хочу я предела -
В бурлящем кипенье любимого дела...
Вчитываясь в стихи и Рубцова, и Гамзатова, и других, видишь
огромный жизненный опыт человека, кото-
рый в своих стихах выражает то, что трудно выразить нам. И
еще видишь личную сопричастность с судьбами
родной земли.
Тема войны, казалось бы, давно минувшей, и сейчас, но, может
быть, уже по-иному, осмысленная, находит
отражение в стихах современных поэтов. Многие из них сами
пережили войну. “В их строчках победная медь
сплавилась с серебром тончайших состояний духа. Их лирика
нежна и жестковата, как колючее шинельное сук-
но”, - образно подметил один из критиков. Все чаще в
описании войны они отходят от “романтики боя и рис-ка”,
рисуя картины бесчеловечности войн. Вот стихотворение одного
из замечательных поэтов Алексея Прасо-
лова (1930-1972 гг.) “Тревога военного лета...”.
...Спешат санитары с разгрузкой,
По белому красным - кресты.
Носилки пугающе узки,
А простыни смертно чисты ...
...Кладут и кладут их рядами,
Сквозных от бескровья людей.
Прими этот облик страданья
Душой присмирелой твоей.
Национальная культура, ее неповторимый колорит и
богатство... В современной поэзии народные идеи и
образы обогащаются, приобретают новые акценты. Сегодня
литература не может, не имеет права не быть наци-
ональной.
Интересен в этом отношении калмыцкий поэт Давид Кугультинов
(родился в 1922 году). По мнению кри-
тиков, “Давид Кугультинов умеет своеобразное, неповторимое
наследие калмыцкой народной поэзии перевоп-
лотить в образы, полные современного содержания и значения”.
Таковы его поэмы о витязе Эдене, о востор-
женной любви певца Джалесу и прекрасной Кермен, поэмы “Сар-Герел”,
“Корень”.
Когда поймешь, что ты в себя вместил
Весь шар земной, весь этот мир
бескрайний, -
Ты в этом лишь признайся втайне,
А от других скрывай по мере сил,
Чтоб не сочли признанье похвальбою,
Чтоб не смеялись люди над тобою ...
Ведь человека человеком числят,
Когда весь мир вместит он и осмыслит.
Одна из главных идей современной поэзии - гражданственность,
главные раздумья - совести и долге. К
поэтам-общественникам, патриотам, гражданам принадлежит
Евгений Евтушенко (родился в 1933 году). Его
творчество - размышления о своем поколении, о доброте и
злобе, о приспособленчестве, трусости, карьеризме
и подлости.
Мы знали голода и холода,
Нас корчил тиф, душила нас разруха.
Но верю - ставить вещь превыше духа
Нам не позволит совесть никогда...
...Вещи текучи, как будто вода.
Вещи - зловещи.
Мужество, совесть, честь - это да! - Вещи!
Поэзию последних десятилетий отличает огромное разнообразие
тем, ей присущ очень большой охват
явлений, диапазон ее проблем исключительно широк. Это
особенно наглядно видно на примере творчества
Владимира Высоцкого (1938-1980 гг.). “Поющий нерв эпохи”, он
писал обо всем, он был как бы лакмусовой бумажкой нашего
общества. Казалось, ничто плохое не может ускользнуть от его
пера, казалось, что он поста-
вил себе цель - “до последней черты, до креста, спорить до
хрипоты, а за ней - немота, убеждать и доказывать с
пеной у рта, что не то это вовсе ; не тот и не та ...”.
И он спорил, боролся за справедливость, ненавидел мещанство,
беспощадно бичевал недостатки. “Он имп-
ровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и
насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддержи-
вал”, - говорил Р.Рождественский.
Сегодня бесчисленные проблемы, вставшие на пути общества,
находят все более полное отражение и в поэ-
зии. Все чаще звучат со страниц журналов стихи о жертвах
репрессией, о возвращении народу исторических
ценностей.
Историю нисколько не щадя,
И к прадедам без должного вниманья
Мы улицам и древним площадям
Легко вручаем новые названья.
... Когда мы переступим эту спесь ?
Когда оценим славное наследье,
Подумаем сначала : кто мы есть,
И чьи мы есть на этом белом свете ?
... Представим же, как после, в свой черед,
Мир потряся глобальными делами,
Потомок наш в пылу перечеркнет
Рожденное и названное нами.
(Игорь Ляпин)
Все больше задумывается наше общество над нравственными
вопросами : почему не хватает милосердия и
так много жестокости ? Как восполнить недостаток чуткости,
ослабить равнодушие ?
Куда отлетает душа палача ?
На небо ? Но как повстречаться без страха
С душою того, кто был послан на плаху,
Кому разодрал ты на шее рубаху
И место засек, чтоб ударить сплеча ?
( Сергей Таск)
Возле самого леса
два горьких стоят интерната :
Детский дом всеми окнами
в дом престарелых глядит.
И, бетонных оград их не трогая, мимо куда-то
Озорная людская дорога летит.
(Нина Шевцова)
Современная поэзия богата философскими размышлениями о
настоящем и будущем, о судьбах планеты и
нашей страны :
Летят “афганцы” в гробах,
Крадется СПИД в городах -
Неужто страшная месть ?
Тысячелетье Руси -
Тысячелетье души.
Пришло ей время воскресть.
(Андрей Вознесенский)
Лирика - душа поэзии, веер образов, вихрь идей. Это всегда
мечты и, конечно, любовь - самая древняя тема
поэтов.
Все влюбленные склонны к побегу
По ковровой дорожке, по снегу,
По камням, по волнам, по шоссе,
На такси, на одном колесе,
Босиком, в кандалах, в башмаках,
С красной розою в слабых руках.
(Булат Окуджава)
А от этого стихотворения неизвестного мне доселе автора
пахнуло чем-то удивительно знакомым и в то же
время новым, чем-то лермонтовским. Все стихотворение - один
образ, одна метафора.
Цветов лиловых или белых
В садах пустых и промертвелых
Не держит над собой сирень.
Зато как много листьев целых,
Не сорванных, не пожелтелых,
Живых сердечек, чистых, смелых,
Оставлено на черный день.
(Валентин Берестов)
В этих нескольких строчках вся философия обновления жизни.
О чем еще сказать ? О смехе и сатире, которыми разят
недостатки ? Об обращении к историкам русского
народа ? “О молитвах” и призывах к миру ? Боюсь, что одно
перечисление тем займет много места. А сочине-
ние превратится в “антологию” современной поэзии.
Мне кажется, что наша поэзия, как и все общество,
возрождается к поиску нового, светлого, вечного, что
составляет основу человеческого духа !
|