В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над
поизведением " Война и мир " . Говоря о своём романе ,
Толстой признавался , что в " Войне и мире " он " любил
мысль народную " . Автор поэтизирует простоту , доброту ,
нравственность народа . Толстой видит в народе источник
нравственности , необходимой для всего общества .
С . П . Бычков писал : " По мысли Толстого , чем ближе
дворяне стоят к народу , тем острее и ярче их патриотические
чувства , богаче и содержательнее их духовная жизнь . И ,
напротив , чем дальше они от народа , тем суше и черствее их
души , тем непривлекательнее их моральные принципы " . ***
Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного
воздействия личности на историю , поскольку предусмотреть
или изменить направление исторических событий нельзя , ибо
они зависят от всех и ни от кого в отдельности . В своих
философско - исторических отступлениях Толстой рассматривал
исторический процесс как сумму , складывающуюся из "
бесчисленного количества людских произволов " , то есть
усилий
каждого человека . Совокупность этих усилий
выливается в историческую необходимость , отменить которую
никто не может . По мнению Толстого , историю делают массы ,
и её законы не могут зависеть от желания отдельного
исторического лица . Лидия Дмитриевна Опульская писала : "
Толстой отказывается признать силой , руководящей
историческим развитием человечества , какую бы то ни было "
идею " , а также желания или власть отдельных , пусть даже и
" великих " исторических деятелей . " Есть законы ,
управляющие событиями , отчасти неизвестные , отчасти
нащупываемые нами , - пишет Толстой . - Открытие этих
законов возможно только тогда , когда мы вполне отрешимся от
отыскивания причин в воле одного человека , точно так же ,
как открытие законов движения планет стало возможно только
тогда , когда люди отрешились от представления
утверждённости Земли " . Перед историками Толстой ставит
задачу " вместо отыскания причин ... отыскание законов " .
Толстой остановился в недоумении перед осознанием законов ,
которые
определяют " стихийно - роевую " жизнь народа . Согласно его
взгляду , участник исторического события не может знать ни
смысла и значения ,
ни - тем более - результата совершаемых действий . В силу
этого никто не может разумно руководить историческими
событиями , а должен подчиняться стихийному , неразумному
ходу их , как подчинялись древние фатуму . Однако внутренний
, объективный смысл изображённого в " Войне и мире "
вплотную подводил к осознанию этих закономерностей . Кроме
того , в объяснении конкретных исторических явлений сам
Толстой очень близко подходил к определению действительных
сил , руководивших событиями . Так , исход войны 1812 года
был определён , с его точки зрения , не таинственным и
недоступным человеческому пониманию фатумом , а " дубиной
народной войны " , действовавшей с
" простотой " и " целесообразностью " . *** Народ у Толстого
выступает как творец истории : миллионные массы простых
людей , а не герои и полководцы творят историю , двигают
общество вперёд , создают всё ценное в материальной и в
духовной жизни , совершают всё великое и героическое . И эту
мысль - " мысль народную " - Толстой доказывает на примере
войны 1812 года .
Лев Николаевич Толстой отрицал войну , горячо спорил с теми
, кто находил " красоту ужаса " в войне . При описании войны
1805 года Толстой выступает как писатель - пацифист , но при
описании войны 1812 года автор переходит на позиции
патриотизма . Война 1812 года предстаёт в изображении
Толстого как война народная . Автор создаёт множество
образов мужиков , солдат , суждения которых в совокупности
составляют народное мироощущение . Купец Ферапонтов убеждён
, что французов не пустят в Москву ,
" не должны " , но , узнав о сдаче Москвы , он понимает ,
что " решилась Расея ! " . А если уж Россия гибнет , то
нечего спасать своё добро . Он кричит солдатам , чтобы
забирали его товары , лишь бы ничего не досталось " дьяволам
" . Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам ,
взяли в руки оружие и ушли в партизаны . В период тяжких
испытаний для Отечества " делом
народным " , всеобщим становится защита Родины . Все герои
романа проверяются с этой стороны : одушевлены ли они
всенародным чувством , готовы ли на подвиг, на высокую
жертву и самоотвержение.
В любви к Родине , патриотическом чувстве равны князь Андрей
Болконский и солдат его полка . Но князь Андрей не только
одушевлён всеобщим чувством , а и умеет сказать о нём ,
анализировать его , понимает общий ход дел . Настроение
всего войска перед Бородинским сражением именно он в
состоянии оценить и определить . Сами многочисленные
участники величественного события действуют по тому же
чувству , и даже не бессознательно , - просто они очень
немногословны .
" Солдаты в моём батальоне , поверите ли , не стали водку
пить : не такой день , говорят " , - вот и всё , что слышит
князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина .
Пьер Безухов вполне понимает смысл " неясных " и тоже
слишком кратких слов солдат : " Всем народом навалиться
хотят , одно слово - Москва . Один конец сделать хотят " .
Солдаты выражают уверенность в победе ,
готовность умереть за Родину . В романе " Война и мир "
Толстой описывает войну 1812 года лишь на территории России
, справедливую войну . Д . С . Лихачёв писал : "
Историческая сторона романа в её нравственно - победной
части вся оканчивается в России , и ни одно событие в конце
романа не переходит за пределы Русской земли . Нет в
" Войне и мире " ни Лейпцигской битвы народов , ни взятия
Парижа . Это подчёркивается смертью у самых границ Кутузова
. Дальше этот народный герой " не нужен " . Толстой в
фактической стороне событий усматривает ту же народную
концепцию оборонительной войны ... Вторгающийся враг ,
захватчик не может быть добр и скромен . Поэтому
древнерусскому историку не надо иметь точных сведений о
Батые , Биргере , Торкале Кнутсоне , Магнусе , Мамае ,
Тохтамыше , Тамерлане , Эдигее , Стефане Батории или о любом
другом ворвавшемся в Русскую землю неприятеле : он ,
естественно , в силу одного только этого своего деяния ,
будет горд , самоуверен , надменен , будет
поизносить громкие и пустые фразы . Образ
вторгшегося врага определяется только его
деянием - его вторжением . Напротив , защитник отечества
всегда будет скромен , будет молиться перед выступлением в
поход , ибо ждёт помощи свыше и уверен в своей правоте .
Правда , этическая правда на его стороне , и этим определён
его образ " . ***
По Толстому , бесполезно противиться естественному ходу
событий , бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб
человечества . Во
время Бородинской битвы , от исхода которой многое зависело
для русских , Кутузов " не делал никаких распоряжений , а
только соглашался или не соглашался на то , что предлагали
ему " . В этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум
полководца , его мудрость . Сказанное подтверждают и
проницательные суждения Андрея Болконского :
" Он всё выслушает , всё запомнит , всё поставит на своё
место , ничему полезному не помешает и ничего вредного не
позволит .Он понимает , что есть что - то сильнее и
значительнее его воли , - это неизбежный ход событий , и он
умеет видеть их ,
умеет понимать их значение и , ввиду этого значения , умеет
отрекаться от участия в этих событиях , от своей личной воли
, направленной на другое ". Кутузов знал , что " решают
участь сраженья не распоряжения главнокомандующего , не
место , на котором стоят войска , не количество пушек и
убитых людей , а та неуловимая сила , называемая духом
войска , и он следил за этой силой и руководил ею ,
насколько это было в его власти " . Слитность с народом ,
единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя
идеалом исторического деятеля и идеалом человека.
Он всегда скромен и прост . Выигрышная поза , актёрство ему
чужды . Кутузов накануне Бородинского сражения читал
сентиментальный французский роман мадам Жанлис " Рыцари
Лебедя " . Он не хотел казаться великим человеком - он был
им . Поведение Кутузова естественно , автор постоянно
подчёркивает его старческую слабость . Кутузов в романе -
выразитель народной мудрости . Сила его в том , что он
понимает и хорошо знает то , что волнует народ , и действует
сообразно
этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в
Филях как бы подкрепляется тем , что на стороне " дедушки "
Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши . С. П. Бычков
писал :
" Толстой , с присущей ему огромной проницательностью
художника , правильно угадал и великолепно запечатлел
некоторые черты характера великого русского полководца
Кутузова : его глубокие патриотические чувства , его любовь
к русскому народу и ненависть к врагу , его близость к
солдату . Вопреки лживой легенде , созданной официозной
историографией об Александре I - спасителе отечества и
отводившей Кутузову второстепенную роль в войне , Толстой
восстанавливает историческую истину и показывает Кутузова
как вождя справедливой народной войны .
Кутузов был связан с народом тесными духовными узами , и в
этом заключалась его сила как полководца . " Источник
необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений , -
говорит Толстой о Кутузове , - лежал в том народном чувстве
, которое он носил в себе во всей
чистоте и силе его . Только признание в нём этого чувства
заставило народ такими странными путями его , в немилости
находящегося старика , выбрать , против воли царя , в
представителя народной
войны " . ***
В " Войне и мире " создаются как бы два идейных центра :
Кутузов и Наполеон . Мысль о развенчании Наполеона возникла
у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны
1812 года как справедливой войны со стороны русских . Образ
Наполеона раскрывается Толстым с позиции " мысли народной "
. С. П. Бычков писал : " В войне с Россией Наполеон выступал
в роли захватчика , стремившегося поработить русский народ ,
он был косвенным убийцей многих людей , эта мрачная
деятельность и не давала ему , по мысли писателя , права на
величие . Толстой развенчивал легенду о Наполеоне с позиций
подлинного гуманизма .Уже с первого появления Наполеона в
романе раскрываются глубоко отрицательные черты его
характера . Толстой тщательно , деталь за деталью ,
выписывает портрет Наполеона , сорокалетнего ,
откормленного и барски изнеженного человека,
надменного и самовлюблённого . " Круглый живот " ,
" жирные ляжки коротких ног " , " белая пухлая шея ",
" потолстевшая короткая фигура " с широкими ,
" толстыми плечами " - вот характерные черты внешности
Наполеона . При описании утреннего туалета Наполеона
накануне Бородинского сражения Толстой усиливает
разоблачительный характер первоначальной портретной
характеристики императора Франции : " Толстая спина " , "
обросшая жирная грудь " , " выхоленное тело ", " опухшее и
жёлтое " лицо , " толстые плечи " - все эти детали рисуют
человека , далёкого от трудовой жизни , разжиревшего ,
глубоко чуждого основам народной жизни . Наполеон был
эгоистически самовлюблённым человеком , самонадеянно
считавшим , что вся вселенная повинуется его воле . Люди для
него не представляли интереса . Писатель с тонкой иронией,
иногда переходящей в сарказм , разоблачает претензии
Наполеона на мировое господство , его постоянное позирование
для истории , его актерство.
Наполеон всё время играл , в его поведении и в
его словах не было ничего простого и естественного . Это
выразительно показано Толстым в сцене любования Наполеона
портретом сына на Бородинском поле . Наполеон подошёл к
портрету , чувствуя , " что то , что он скажет и сделает
теперь , - есть история " ; " сын его в бильбоке играл
земным шаром " - в этом выражалось величие Наполеона , но он
хотел выказать " самую простую отеческую нежность " .
Разумеется , это было чистое актерство.
Он не выражал здесь искренних чувств " отеческой нежности "
, а именно позировал для истории , лицедействовал . Эта
сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона ,
полагавшего , что с занятием Москвы будет покорена Россия и
осуществятся его планы завоевания мирового господства . Как
игрока и актёра писатель изображает Наполеона и в ряде
последующих эпизодов . Накануне Бородина Наполеон произносит
:
" Шахматы поставлены , игра начнётся завтра " . В день битвы
после первых пушечных выстрелов писатель замечает : " Игра
началась " . Далее Толстой показывает , что эта " игра "
стоила жизни
десяткам тысяч людей . Так раскрывался кровавый характер
войн Наполеона , стремившегося поработить весь мир . Война -
не " игра " , а жестокая
необходимость , думает князь Андрей . И в этом заключался
принципиально иной подход к войне , выражалась точка зрения
мирного народа , вынужденного взяться за оружие при
исключительных обстоятельствах , когда над родиной нависла
угроза порабощения " . ***
На борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ . Лев
Николаевич Толстой считал , что роль отдельной личности в
истории незначительна , что творят историю миллионные массы
простых людей . Тушин и Тихон Щербатый - типичные
представители русского народа , поднявшегося на борьбу с
врагом . Лидия Дмитриевна Опульская писала о Тушине : "
Толстой намеренно и много раз подчёркивает невзрачность
своего героя :
" Небольшой сутуловатый человек , офицер Тушин ,
спотыкнувшись на хобот , выбежал вперёд , не замечая
генерала и выглядывая из - под маленькой ручки " ; " ...
закричал он тоненьким голоском ,
которому он старался придать молодцеватость , не шедшую к
его фигуре . - Второе , - пропищал он . - Круши , Медведев !
" ; " Маленький человек , с слабыми , неловкими движениями
... выбегал вперёд и из - под маленькой ручки смотрел на
французов " .
Толстой не смущался даже тем , что слово
" маленький " дважды употреблено в одной фразе .
Вслед за нею - его грозный приказ : " Круши ,
ребята ! " , хотя выстрелы заставляют его " каждый раз
вздрагивать " . Потом ещё будет сказано про
" слабый , тоненький , нерешительный голосок " . Однако
солдаты , " как и всегда в батарейной роте , на две головы
выше своего офицера и вдвое шире его " ( " как всегда " -
это Толстой видел на Кавказе и в Севастополе ) - " все , как
дети в затруднительном положении , смотрели на своего
командира , и то выражение , которое было на его лице ,
неизменно отражалось на их лицах " . В итоге авторского
описания происходит
преображение : " Сам он представлялся себе огромного роста ,
мощным мужчиной , который обеими руками швыряет французам
ядра " . Глава
заканчивается неожиданно , но вполне в духе
толстовского представления о людях подвига :
" - До свидания , голубчик , - сказал Тушин , - милая душа !
прощайте , голубчик, - сказал Тушин со слезами , которые
неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза " . Андрею
Болконскому придётся защищать Тушина перед начальством ,
и его слова прозвучат уже торжественно : " Я был там и нашёл
две трети людей и лошадей перебитыми , два орудия
исковерканными и прикрытия никакого ... Успехом дня мы
обязаны более всего действию этой батареи и геройской
стойкости капитана Тушина с его ротой " . Так из
противоречий , из сочетания " малого " и " великого ",
скромного и поистине героического создаётся образ рядового
защитника Родины . Нетрудно видеть , что и облик
руководителя народной войны - Кутузова - строится по тем же
художественным законам ". ***
Толстой создаёт яркий образ неутомимого партизана , мужика
Тихона Щербатого , приставшего к отряду Денисова . Тихон
отличался богатырским здоровьем , огромной физической силой
и выносливостью . В борьбе с французами он
проявляет ловкость , отвагу и бесстрашие . Характерен
рассказ Тихона о том , как на него набросились четыре
француза " со шпажонками " , а он на них пошёл с топором .
Это перекликается с образом француза - Фехтовальщика и
русского , орудующего дубинкой . Тихон и есть художественная
конкретизация " дубины народной войны " . Лидия Дмитриевна
Опульская писала : " Тихон - образ вполне ясный . Он как бы
олицетворяет собою ту
" дубину народной войны " , которая поднялась и со страшной
силой гвоздила французов до тех пор , пока не погибло всё
нашествие . Он сам ,
добровольно ,попросился в отряд Василия Денисова.
В отряде , постоянно нападавшем на вражеские обозы , оружия
было много . Но Тихону оно было не нужно - он действует
иначе , и его поединок с французами , когда надо было
достать " языка " , вполне в духе общих рассуждений Толстого
о народной освободительной войне : " Пойдём , говорю,
к полковнику . Как загалдит . А их тут четверо . Бросились
на меня с шпажками . Я на них таким манером топором : что вы
, мол , Христос с вами , -
вскрикнул Тихон , размахнув и грозно хмурясь , выставляя
грудь " . ***
Народному патриотизму Толстой противопоставляет
лжепатриотизм светской знати ,
основная цель которой - ловить " кресты , рубли , чины " .
Патриотизм московских аристократов заключался в том , что
они вместо французских блюд ели русские щи , а за
французские слова назначали штраф . Облик Александра I в
толстовском изображении непригляден . Черты двуличия и
лицемерия , которые были присущи
" высшему свету " , проявляются и в характере царя.
Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию
после победы над врагом . Александр заключает Кутузова в
объятия , бормоча при этом : " Старый комедиант " . С. П.
Бычков писал :
" Нет , не Александр I был " спасителем отечества " ,
как это тщились изобразить казённые патриоты , и не среди
приближённых царя надо было искать истинных организаторов
борьбы с врагом . Напротив,
при дворе , в ближайшем окружении царя , существовала группа
откровенных пораженцев во
главе с великим князем и канцлером Румянцевым , которая
боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира ". ***
Платон Каратаев - вогплощение " всего русского,
доброго и круглого " , патриархальности , смирения,
непротивления , религиозности - всех тех качеств , которые
так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства .
Лидия Дмитриевна Опульская писала : " Образ Платона сложнее
и противоречивее,
он чрезвычайно много значит для всей историко - философской
концепции книги . Не больше , впрочем,
чем Тихон Щербатый . Просто это - другая сторона
" мысли народной " . ***
Патриотизм и близость к народу в наибольшей степени присущи
Пьеру Безухову , князю Андрею Болконскому , Наташе Ростовой
. В народной войне 1812 года была заключена та огромная
нравственная сила , которая очищала и перерождала любимых
героев Толстого , выжигала в их душе многие сословные
предрассудки , себялюбивое чувство . В Отечественной войне
судьба князя Андрея идёт той же дорогой , что и судьба
народная . Андрей Болконский сближается с простыми солдатами
. " В полку его называли " наш князь "
, им гордились и его любили " , - писал Толстой . Он
начинает видеть главное назначение человека в служении людям
, народу . Ещё до войны 1812 года князь Андрей понял , что
будущее народа зависит не от воли правителей , а от самого
народаю. Лидия Дмитриевна Опульская писала :
" Уже поняв внутренние пружины войны , Андрей Болконский ещё
заблуждался относительно мира .
Его тянуло в высшие сферы государственной жизни, " туда ,
где готовилось будущее , от которого зависели судьбы
миллионов " . Но судьбы миллионов решают не Адам
Чарторыжский , не Сперанский , не император Александр , а
сами эти миллионы - такова одна из главных идей толстовской
философии истории . Встреча с Наташей Ростовой и любовь к
ней ясно подсказывают Болконскому , что преобразовательные
планы холодного и самоуверенного Сперанского не могут
сделать его ,
князя Андрея , " счастливее и лучше " ( а это всего важнее в
жизни ! ) и не имеют никакого отношения
к жизни его богучаровских мужиков . Так впервые народная
точка зрения входит как критерий в сознание Болконского " .
***
Простые русские солдаты сыграли также решаю щую роль в
моральном обновлении Пьера Безухова . Он прошёл через
увлечение масонством ,
благотворительностью , и ничто не дало ему нравственного
удовлетворения . Только в тесном общении с простыми людьми
он понял , что цель жизни в самой жизни : " Пока есть жизнь
, есть и счастье " . Уже на Бородинском поле , ещё до
встречи с Каратаевым , у Пьера Безухова зарождается идея
опрощения : " Солдатом быть , просто солдатом ! " Встречи с
простыми солдатами произвели сильнейшее действие на его душу
, потрясли его сознание , возбудили желание переменить ,
перестроить всю свою жизнь . Лидия Дмитриевна Опульская
писала : " Душевное спокойствие , уверенность в смвсле жизни
Пьер обратает , пережив героическое время 12 - го года и
страдания плена рядом с простыми людьми , с Платоном
Каратаевым . Он испытывает " ощущение
своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой ,
простотой и силой того разряда людей ,
которые отпечатлелись у него в душе под названием они " . "
Солдатом быть , просто
солдатом " , - с восторгом думает Пьер . Характкрно , что и
солддаты , хоть не сразу , но охотно приняли Пьера в свою
среду и прозвали " наш барин " , как Андрея " наш князь " .
Пьер не может стать " просто солдатом " , капелькой ,
сливающейся со всей поверхностью шара . Сознание своей
личной ответственности за жизнь всего шара неистребимо в нём
. Он горячо думает о том ,что люди должны опомниться ,
понять всю преступность , всю невозможность войны " . ***
Положительные черты Наташи Ростовой с особенной яркостью
раскрываются в тот момент ,
когда она , перед вступлением французов в Москву ,
одушевлённая патриотическим чувством , заставляет сбросить с
подвод семейное добро и взять раненых и когда она же - в
другую , счастливую и радостную минуту - русской пляской и
восхищением народной музыкой проявляет всю силу заключённого
в ней
национального духа . От Наташи исходит энергия обновления ,
освобождения от фальшивого , ложного,
привычного , выводящая " на вольный божий свет " .
И здесь её роль равносильна тому , что даёт ищущим героям
Толстого общение с народом . Лидия Дмитриевна Опульская
писала : " В образе Наташи воплощается одна из главных идей
романа:
красоты и счастья нет там , где нет добра , простоты и
правды " . ***
В романе " Война и мир " облик каждого героя неразделим с
его языковой характеристикой . Язык дворянской знати -
офранцуженный , выражения и обороты его , несмотря на
изысканность , стали привычными штампами , употребляемыми в
светской беседе для любого случая . Лев Николаевич Толстой -
знаток и ценитель великого русского языка. По речи героев
произведения мы можем судить об отношении к ним автора .
Толстой не вкладывает в уста своих любимых героев
офранцуженный русский язык .
" Мысль народная " - главная идея романа
" Война и мир " . Толстой знал , что жизнь , простая
жизнь людей , с её " частными " судьбами , интересами и
радостями , идёт своим чередом , независимо от встреч
Наполеона с Александром ,
дипломатической игры или государственных планов Сперанского
. Лишь те исторические события , которые приводят в движение
народные массы , касаются судеб национальных , способны
изменить -
пусть драматически , но всегда благотворно - отдельного
человека . Так очищаются и возвышаются в бедствиях
Отечественной войны его любимые герои : Андрей Болконский ,
Пьер Безухов , Наташа Ростова . Каждый участник исторических
событий для Толстого не менее важен , чем Наполеон .
Направление воли миллионов людей , которые , с точки зрения
Наполеона и тогдашней исторической науки , были бесконечно
малыми единицами , определяет историческое развитие .
|