Школьные сочинения и шпаргалки по литературе и русскому языку
школьные сочинения | карта сайта
 
Школьные сочинения
Школьные сочинения и шпаргалки по литературе и русскому языку помогут школьникам общеобразовательной средней школы в учебе и при сдаче экзаменов по литературе.

Основы и правила написания сочинений помогут на выпускных экзаменах в средней школе и вступительных экзаменах в высшие учебные заведения.

Здесь вы можете скачать лучшие сочинения на любой вкус, которыми будет доволен даже самый строгий учитель.
Как писать сочинения
Орфография
Пунктуация
заливы на ваши счета страница

Глагол как часть речи и его неспрягаемые (особые) формы

Начальная форма глагола называется инфинитивом (неопределенной формой). Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?, например: видеть, везти, рассмотреть.
В современном русском языке различают два вида глаголов: совершенный и несовершенный.
Глаголы несовершенного вида отвечают на [допрос что делать? и указывают на незавершен-рность действия, например: решать, читать.
Глаголы совершенного вида указывают на Завершенность действия, на его конец или результат и отвечают на вопрос что сделать?, например: решить, прочитать.
Глаголу одного вида может соответствовать глагол (другого вида с одним и тем же лексическим значени-
ем. Такие глаголы образуют видовую пару: зацвести (в мае) - зацветать (вовремя); спасти (друга) - спасать (друга).
Есть глаголы, которые не образуют форм другого вида, например, глаголы сожалеть, подпевать и др. не образуют парных форм совершенного вида, а глаголы зашагать, ринуться и др. - парных форм несовершенного вида.
Есть глаголы, которые в одних и тех же формах употребляются в значении и совершенного, и несовершенного вида. Такие глаголы называются двувидовыми, например: жениться, казнить, использовать.
Глаголы делятся на переходные и непереходные.
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными: Люблю родную сторону во всем ее наряде скромном, березу, елку и сосну в лесу задумчивом и темном. (М. Исаковский.) Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет: люблю (ч т о?) - сторону, березу, елку, сосну, значит, глагол люблю - переходный.
Глаголы являются непереходными, если действие прямо не переходит на другой предмет: ходить (на лыжах), купаться (в море), претворять (в жизнь).
Глаголы изменяются по наклонениям, т. е. один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, повелительного и условного наклонения.
Изъявительное наклонение глагола обозначает реальное действие, происходящее в настоящем, прошлом или будущем, например: читаю, читал, буду читать.
Повелительное наклонение глагола выражает волю говорящего - просьбу, приказание, например: читай, говори, зажгите.
Условное наклонение глагола обозначает действия желаемые или возможные, выполнение кото-
66
рых зависит от каких-то условий, например: читал бы, говорил бы, зажег бы.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. Категория времени отражает отношение действия к моменту речи. Настоящее время показывает, что действие происходит в момент речи о нем, например: светит, прибывает. Прошедшее время обозначает действие, которое происходило или произошло до начала речи о нем, например: светил, прибывал. Будущее время обозначает действие, которое будет происходить после окончания речи о нем, например: Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С. Есенин.) От глаголов совершенного вида образуется будущее простое время: прочитаю; от глаголов несовершенного вида - будущее составное i время: буду читать.
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. По своим личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения: первое и второе.
Ко II спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить и стелить), семь глаголов на -еть (вертеть, обидеть, видеть, зависеть, ненавидеть, смотреть, терпеть) и четыре глагола на -ать (гнать, держать, дышать, слышать). Эти глаголы имеют личные окончания -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -am (-ят).
Все остальные глаголы относятся к I спряжению (включая брить, стелить), имеют личные окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).
Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме. Если у глагола безударное личное окончание, то нужно: 1) поставить глагол в неопределенную форму: работаете - работать, делают - делать; 2) определить, какая буква стоит перед -ть (на что оканчивается глагол).
Если личное окончание глагола находится под ударением, то спряжение определяется по форме 3-го лица множественного числа (-ут (-ют) - I спр.;
-am (-ят) - II спр.) и по гласным в окончании (е - I спр.; и - II спр.).
Категория лица .указывает на говорящего (слушаю - 1-е лицо), собеседника говорящего (любишь -
2-е лицо), лицо, не участвующее в речи (улетают -
3-е лицо).
Все глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными.
Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, вечереет и др. Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека: Вот уже светает. Но мне не спится,
Как правило, в предложении глаголы выступают в роли сказуемого.
У глагола есть две неспрягаемые (особые) формы, это причастие и деепричастие*. Общим признаком для причастия и деепричастия является то, что они несут в себе некоторые грамматические признаки глагола.
Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, например: города (к а к о г о?) удивляющего.
Как форма глагола причастие имеет грамматические значения глагола: переходность или непереходность: клеящий -- умывающийся, совершенный или несовершенный вид: прочитана - слышимый, время (настоящее, прошедшее): бросающий - бросивший.
Причастие совмещает в себе, кроме признаков глагола, признаки прилагательного: изменяется по родам, числам и падежам, имеет полную и краткую форму. В предложении чаще бывает определением или частью составного именного сказуемого.
* В учебном комплексе авторов В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чес-ноковой, А. Ю. Купаловой, Г. К. Лидман-Орловой и др. причастие и деепричастие рассматриваются как самостоятельные части речи.
Причастия могут быть действительными (подпрыгнувший мяч) и страдательными (выученный урок).
Деепричастие - это особая форма глагола, которая совмещает в себе грамматические свойства глагола и наречия и отвечает на вопросы что делая? что сделав?, например: обожествляя природу, промчавшись мимо.
Деепричастие обозначает добавочное действие, основное же действие выражается глаголом-сказуемым.
Как и наречие, деепричастие не изменяется.
Как форма глагола, деепричастие обладает некоторыми его грамматическими значениями: бывает совершенного и несовершенного вида: заливая - залив, переходным и непереходным: опустив (ч т о?) глаза - переходное, стараясь - непереходное.
В предложении деепричастие бывает обстоятельством.
Реклама
Сочинения
Школьные сочинения и шпаргалки по литературе и русскому языку