Школьные сочинения и шпаргалки по литературе и русскому языку
школьные сочинения | карта сайта
 
Школьные сочинения
Школьные сочинения и шпаргалки по литературе и русскому языку помогут школьникам общеобразовательной средней школы в учебе и при сдаче экзаменов по литературе.

Основы и правила написания сочинений помогут на выпускных экзаменах в средней школе и вступительных экзаменах в высшие учебные заведения.

Здесь вы можете скачать лучшие сочинения на любой вкус, которыми будет доволен даже самый строгий учитель.
Как писать сочинения
Орфография
Пунктуация




Глагол как часть речи и его неспрягаемые (особые) формы

Начальная форма глагола называется инфинитивом (неопределенной формой). Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?, например: видеть, везти, рассмотреть.
В современном русском языке различают два вида глаголов: совершенный и несовершенный.
Глаголы несовершенного вида отвечают на [допрос что делать? и указывают на незавершен-рность действия, например: решать, читать.
Глаголы совершенного вида указывают на Завершенность действия, на его конец или результат и отвечают на вопрос что сделать?, например: решить, прочитать.
Глаголу одного вида может соответствовать глагол (другого вида с одним и тем же лексическим значени-
ем. Такие глаголы образуют видовую пару: зацвести (в мае) - зацветать (вовремя); спасти (друга) - спасать (друга).
Есть глаголы, которые не образуют форм другого вида, например, глаголы сожалеть, подпевать и др. не образуют парных форм совершенного вида, а глаголы зашагать, ринуться и др. - парных форм несовершенного вида.
Есть глаголы, которые в одних и тех же формах употребляются в значении и совершенного, и несовершенного вида. Такие глаголы называются двувидовыми, например: жениться, казнить, использовать.
Глаголы делятся на переходные и непереходные.
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными: Люблю родную сторону во всем ее наряде скромном, березу, елку и сосну в лесу задумчивом и темном. (М. Исаковский.) Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет: люблю (ч т о?) - сторону, березу, елку, сосну, значит, глагол люблю - переходный.
Глаголы являются непереходными, если действие прямо не переходит на другой предмет: ходить (на лыжах), купаться (в море), претворять (в жизнь).
Глаголы изменяются по наклонениям, т. е. один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, повелительного и условного наклонения.
Изъявительное наклонение глагола обозначает реальное действие, происходящее в настоящем, прошлом или будущем, например: читаю, читал, буду читать.
Повелительное наклонение глагола выражает волю говорящего - просьбу, приказание, например: читай, говори, зажгите.
Условное наклонение глагола обозначает действия желаемые или возможные, выполнение кото-
66
рых зависит от каких-то условий, например: читал бы, говорил бы, зажег бы.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. Категория времени отражает отношение действия к моменту речи. Настоящее время показывает, что действие происходит в момент речи о нем, например: светит, прибывает. Прошедшее время обозначает действие, которое происходило или произошло до начала речи о нем, например: светил, прибывал. Будущее время обозначает действие, которое будет происходить после окончания речи о нем, например: Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С. Есенин.) От глаголов совершенного вида образуется будущее простое время: прочитаю; от глаголов несовершенного вида - будущее составное i время: буду читать.
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. По своим личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения: первое и второе.
Ко II спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить и стелить), семь глаголов на -еть (вертеть, обидеть, видеть, зависеть, ненавидеть, смотреть, терпеть) и четыре глагола на -ать (гнать, держать, дышать, слышать). Эти глаголы имеют личные окончания -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -am (-ят).
Все остальные глаголы относятся к I спряжению (включая брить, стелить), имеют личные окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).
Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме. Если у глагола безударное личное окончание, то нужно: 1) поставить глагол в неопределенную форму: работаете - работать, делают - делать; 2) определить, какая буква стоит перед -ть (на что оканчивается глагол).
Если личное окончание глагола находится под ударением, то спряжение определяется по форме 3-го лица множественного числа (-ут (-ют) - I спр.;
-am (-ят) - II спр.) и по гласным в окончании (е - I спр.; и - II спр.).
Категория лица .указывает на говорящего (слушаю - 1-е лицо), собеседника говорящего (любишь -
2-е лицо), лицо, не участвующее в речи (улетают -
3-е лицо).
Все глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными.
Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, вечереет и др. Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека: Вот уже светает. Но мне не спится,
Как правило, в предложении глаголы выступают в роли сказуемого.
У глагола есть две неспрягаемые (особые) формы, это причастие и деепричастие*. Общим признаком для причастия и деепричастия является то, что они несут в себе некоторые грамматические признаки глагола.
Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, например: города (к а к о г о?) удивляющего.
Как форма глагола причастие имеет грамматические значения глагола: переходность или непереходность: клеящий -- умывающийся, совершенный или несовершенный вид: прочитана - слышимый, время (настоящее, прошедшее): бросающий - бросивший.
Причастие совмещает в себе, кроме признаков глагола, признаки прилагательного: изменяется по родам, числам и падежам, имеет полную и краткую форму. В предложении чаще бывает определением или частью составного именного сказуемого.
* В учебном комплексе авторов В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чес-ноковой, А. Ю. Купаловой, Г. К. Лидман-Орловой и др. причастие и деепричастие рассматриваются как самостоятельные части речи.
Причастия могут быть действительными (подпрыгнувший мяч) и страдательными (выученный урок).
Деепричастие - это особая форма глагола, которая совмещает в себе грамматические свойства глагола и наречия и отвечает на вопросы что делая? что сделав?, например: обожествляя природу, промчавшись мимо.
Деепричастие обозначает добавочное действие, основное же действие выражается глаголом-сказуемым.
Как и наречие, деепричастие не изменяется.
Как форма глагола, деепричастие обладает некоторыми его грамматическими значениями: бывает совершенного и несовершенного вида: заливая - залив, переходным и непереходным: опустив (ч т о?) глаза - переходное, стараясь - непереходное.
В предложении деепричастие бывает обстоятельством.
Реклама
Сочинения
Школьные сочинения и шпаргалки по литературе и русскому языку