Школьные сочинения и шпаргалки по литературе и русскому языку
школьные сочинения | карта сайта
 
Школьные сочинения
Школьные сочинения и шпаргалки по литературе и русскому языку помогут школьникам общеобразовательной средней школы в учебе и при сдаче экзаменов по литературе.

Основы и правила написания сочинений помогут на выпускных экзаменах в средней школе и вступительных экзаменах в высшие учебные заведения.

Здесь вы можете скачать лучшие сочинения на любой вкус, которыми будет доволен даже самый строгий учитель.
Как писать сочинения
Орфография
Пунктуация




Последовательность написания сочинения

Какую последовательность работы над сочинением можно предложить исходя из представления о том, что сочинение - доказательство ясно сформулированного утверждения?
Перейдем в область практических действий.
Допустим, нам предложено написать сочинение по следующей теме: "Конфликт в пьесе Грибоедова "Горе от ума".
Попробуем нашу деятельность разбить на условные этапы, на каждом из которых мы решаем какую-то конкретную задачу (этапы 0.1, 0.2, 0.3 подготовительные, но совершенно необходимые).

0.1. СУЖЕНИЕ ТЕМЫ

Тема сочинения имеет определенный объем, и этот объем может быть разбит на отдельные части. Конфликт в "Горе от ума" =
общественный конфликт +
любовный конфликт +
конфликт поколений +
главный конфликт +
второстепенный конфликт и т.д...

0.2. ЕЩЕ ОДНО СУЖЕНИЕ ТЕМЫ

Каждую из этих частей тоже можно делить на части. Общественный конфликт=
содержание общественного конфликта +
структура, строение общественного конфликта +
актуальность общественного конфликта в наше время и т.д...

0.3. ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ, ЗАМЕНЯЮЩИХ ТЕМУ СОЧИНЕНИЯ И СУЖАЮЩИХ ЕЕ ОБЪЕМ

Чтобы наша деятельность была целенаправленной, мы должны определять объем раскрываемой темы с помощью множества вопросов, т.к. вопросы нуждаются в ответе, тем самым стимулируют наше движение к результату - выводу сочинения. Конфликт в "Горе от ума".
(Какой конфликт в пьесе можно назвать главным и почему?
Как в пьесе переплетены общественный и любовный конфликты?
Почему общественный конфликт актуален и в наше время?
Каковы особенности строения общественного конфликта?
Как в конфликте отразилась авторская идея, позиция, замысел?)

1. ВЫБОР ЕДИНСТВЕННОГО ВОПРОСА, НА КОТОРЫЙ ЕСТЬ ЯСНЫЙ ОТВЕТ

Из множества вопросов, составляющих объем темы, выбираем тот, на который мы способны дать ясный и простой ответ. Как в конфликте пьесы отразилась авторская идея, позиция, замысел?

2. ОТВЕТ НА ВОПРОС СОЧИНЕНИЯ - ЭТО ТЕЗИС ГЛАВНОЙ ЧАСТИ

Формулируем однозначный ответ на вопрос сочинения.
Ответ на вопрос - это тезис (утверждение) сочинения, вывод главной части, заранее известный результат нашей работы. Грибоедов полагает, что общественный конфликт завершится победой консервативных сил.

3. ПОДБОР ДОКАЗАТЕЛЬСТВ К ТЕЗИСУ ГЛАВНОЙ ЧАСТИ

Подбираем основные аргументы (доказательства) к тезису сочинения, располагаем их в логической последовательности.
Аргументы (доказательства) тезиса составят основную, главную часть сочинения. 1. В пьесе два конфликта - любовный и общественный.
2. Конфликты тесно переплетены, взаимосвязаны.
3. Любовный конфликт в пьесе имеет и завязку, и развязку.
4. Общественный, социальный конфликт возникает еще до того, как действие в пьесе началось - этот конфликт - причина путешествия Чацкого.
5. Общественный конфликт не имеет развязки в пьесе : отъезд Чацкого не снимает напряженности в развитии этого конфликта, развязка отложена на неопределенное время.
6. Автор не показал развязки общественного конфликта, т.к. пьеса была написана до событий декабря 1825 года, когда и должна была наступить развязка исторического конфликта между прогрессивными и консервативными силами в русском обществе.

4. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

Приступаем к написанию первой части вступления - общей характеристики темы сочинения: объясняем важность, значимость темы для понимания произведения читателем, для понимания причин, подтолкнувших автора к созданию художественного произведения... Чтобы лучше понять, правильнее истолковать драматическое произведение, внимательному, вдумчивому читателю необходимо прежде всего обратиться к анализу, осмыслению конфликта, т.е. столкновения, борьбы, противоречия - всего того, что является источником, пружиной развития действия в пьесе.

5. ВТОРАЯ ЧАСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ - МОТИВИРОВКА СУЖЕНИЯ ТЕМЫ

Пишем одну из важнейших частей сочинения - мотивировку сужения темы: объясняем, какой вопрос в рамках данной темы для нас является важнейшим и почему. Приступая к анализу конфликта комедии "Горе от ума", мы должны для себя решить, какие свойства, стороны этого конфликта являются интересными и важными для нас - типология, структура, актуальность или что-то другое ?
Как мне кажется, многое в содержании пьесы прояснится, если мы попробуем найти ответ на вопрос, как в конфликте отразилась авторская позиция, замысел, идея, что хотел нам сказать автор, изобразив именно такой конфликт.

6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТЕЗИС - ТЕЗИС ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Работаем над вторым тезисом сочинения - тезисом заключения, который должен расширить круг вопросов, связанных с темой сочинения: в этой части перед нами встает задача связать результаты, полученные при сужении темы в основной части сочинения, с такими проблемами, как место произведения в творчестве автора, в истории русской литературы, значимость, актуальность произведения для современного читателя и т.д. Грибоедов, как автор первой реалистической пьесы в русской литературе, оказался провидцем : соратники Чацкого потерпели поражение в 1825 году.
Но жива пьеса, пока есть зритель и читатель.
Жива надежда.
Реклама
Сочинения
Реклама
кондитерская Славишна (кондитерская Славишна - торты учителям и выпускникам)
Школьные сочинения и шпаргалки по литературе и русскому языку