Какую последовательность работы над сочинением можно
предложить исходя из представления о том, что сочинение -
доказательство ясно сформулированного утверждения?
Перейдем в область практических действий.
Допустим, нам предложено написать сочинение по следующей
теме: "Конфликт в пьесе Грибоедова "Горе от ума".
Попробуем нашу деятельность разбить на условные этапы, на
каждом из которых мы решаем какую-то конкретную задачу
(этапы 0.1, 0.2, 0.3 подготовительные, но совершенно
необходимые).
0.1. СУЖЕНИЕ ТЕМЫ
Тема сочинения имеет определенный объем, и этот объем может
быть разбит на отдельные части. Конфликт в "Горе от ума" =
общественный конфликт +
любовный конфликт +
конфликт поколений +
главный конфликт +
второстепенный конфликт и т.д...
0.2. ЕЩЕ ОДНО СУЖЕНИЕ ТЕМЫ
Каждую из этих частей тоже можно делить на части.
Общественный конфликт=
содержание общественного конфликта +
структура, строение общественного конфликта +
актуальность общественного конфликта в наше время и т.д...
0.3. ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ, ЗАМЕНЯЮЩИХ ТЕМУ СОЧИНЕНИЯ И
СУЖАЮЩИХ ЕЕ ОБЪЕМ
Чтобы наша деятельность была целенаправленной, мы должны
определять объем раскрываемой темы с помощью множества
вопросов, т.к. вопросы нуждаются в ответе, тем самым
стимулируют наше движение к результату - выводу сочинения.
Конфликт в "Горе от ума".
(Какой конфликт в пьесе можно назвать главным и почему?
Как в пьесе переплетены общественный и любовный конфликты?
Почему общественный конфликт актуален и в наше время?
Каковы особенности строения общественного конфликта?
Как в конфликте отразилась авторская идея, позиция,
замысел?)
1. ВЫБОР ЕДИНСТВЕННОГО ВОПРОСА, НА КОТОРЫЙ ЕСТЬ ЯСНЫЙ ОТВЕТ
Из множества вопросов, составляющих объем темы, выбираем
тот, на который мы способны дать ясный и простой ответ. Как
в конфликте пьесы отразилась авторская идея, позиция,
замысел?
2. ОТВЕТ НА ВОПРОС СОЧИНЕНИЯ - ЭТО ТЕЗИС ГЛАВНОЙ ЧАСТИ
Формулируем однозначный ответ на вопрос сочинения.
Ответ на вопрос - это тезис (утверждение) сочинения, вывод
главной части, заранее известный результат нашей работы.
Грибоедов полагает, что общественный конфликт завершится
победой консервативных сил.
3. ПОДБОР ДОКАЗАТЕЛЬСТВ К ТЕЗИСУ ГЛАВНОЙ ЧАСТИ
Подбираем основные аргументы (доказательства) к тезису
сочинения, располагаем их в логической последовательности.
Аргументы (доказательства) тезиса составят основную, главную
часть сочинения. 1. В пьесе два конфликта - любовный и
общественный.
2. Конфликты тесно переплетены, взаимосвязаны.
3. Любовный конфликт в пьесе имеет и завязку, и развязку.
4. Общественный, социальный конфликт возникает еще до того,
как действие в пьесе началось - этот конфликт - причина
путешествия Чацкого.
5. Общественный конфликт не имеет развязки в пьесе : отъезд
Чацкого не снимает напряженности в развитии этого конфликта,
развязка отложена на неопределенное время.
6. Автор не показал развязки общественного конфликта, т.к.
пьеса была написана до событий декабря 1825 года, когда и
должна была наступить развязка исторического конфликта между
прогрессивными и консервативными силами в русском обществе.
4. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ
Приступаем к написанию первой части вступления - общей
характеристики темы сочинения: объясняем важность,
значимость темы для понимания произведения читателем, для
понимания причин, подтолкнувших автора к созданию
художественного произведения... Чтобы лучше понять,
правильнее истолковать драматическое произведение,
внимательному, вдумчивому читателю необходимо прежде всего
обратиться к анализу, осмыслению конфликта, т.е.
столкновения, борьбы, противоречия - всего того, что
является источником, пружиной развития действия в пьесе.
5. ВТОРАЯ ЧАСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ - МОТИВИРОВКА СУЖЕНИЯ ТЕМЫ
Пишем одну из важнейших частей сочинения - мотивировку
сужения темы: объясняем, какой вопрос в рамках данной темы
для нас является важнейшим и почему. Приступая к анализу
конфликта комедии "Горе от ума", мы должны для себя решить,
какие свойства, стороны этого конфликта являются интересными
и важными для нас - типология, структура, актуальность или
что-то другое ?
Как мне кажется, многое в содержании пьесы прояснится, если
мы попробуем найти ответ на вопрос, как в конфликте
отразилась авторская позиция, замысел, идея, что хотел нам
сказать автор, изобразив именно такой конфликт.
6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТЕЗИС - ТЕЗИС ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Работаем над вторым тезисом сочинения - тезисом заключения,
который должен расширить круг вопросов, связанных с темой
сочинения: в этой части перед нами встает задача связать
результаты, полученные при сужении темы в основной части
сочинения, с такими проблемами, как место произведения в
творчестве автора, в истории русской литературы, значимость,
актуальность произведения для современного читателя и т.д.
Грибоедов, как автор первой реалистической пьесы в русской
литературе, оказался провидцем : соратники Чацкого потерпели
поражение в 1825 году.
Но жива пьеса, пока есть зритель и читатель.
Жива надежда.
|