Теперь рассмотрим, какие задачи мы решаем на каждом из
этапов с точки зрения расположения частей сочинения
относительно друг друга.
КОНФЛИКТ В ПЬЕСЕ ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ УМА".
(ЭТАП 1. Из множества вопросов, составляющих объем
темы, выбираем тот, на который мы способны дать ясный и
простой ответ. Как в конфликте пьесы отразилась авторская
идея, замысел, позиция ?)
ЭТАП 4. Общая характеристика темы.
Чтобы лучше понять, правильнее истолковать драматическое
произведение, внимательному, вдумчивому читателю необходимо
прежде всего обратиться к анализу, осмыслению конфликта,
т.е. столкновения, борьбы, противоречия - всего того, что
является источником, пружиной развития действия в пьесе.
ЭТАП 5. Мотивировка сужения темы
Приступая к анализу конфликта комедии "Горе от ума", мы
должны для себя решить, какие свойства, стороны этого
конфликта являются интересными и важными для нас -
типология, структура, актуальность или что-то другое ?
Как мне кажется, многое в содержании пьесы прояснится, если
мы попробуем найти ответ на вопрос, как в конфликте
отразилась авторская позиция, замысел, идея, что хотел нам
сказать автор, изобразив именно такой конфликт.
ЭТАП 3. Основная часть. Аргументация тезиса.
1. В пьесе два конфликта - любовный и общественный.
2. Конфликты тесно переплетены, взаимосвязаны.
3. Любовный конфликт в пьесе имеет и завязку, и развязку.
4. Общественный, социальный конфликт возникает еще до того,
как действие в пьесе началось - этот конфликт - причина
путешествия Чацкого.
5. Общественный конфликт не имеет развязки в пьесе : отъезд
Чацкого не снимает напряженности в развитии этого конфликта,
развязка отложена на неопределенное время.
6. Автор не показал развязки общественного конфликта, т.к.
пьеса была написана до событий декабря 1825 года, когда и
должна была наступить развязка исторического конфликта между
прогрессивными и консервативными силами в русском обществе.
ЭТАП 2.Тезис основной части
Изображая поражение Чацкого в любовном конфликте, автор,
видимо, полагает, что общественный конфликт также завершится
победой консервативных сил русского дворянства.
Это является источником противоречия в сознании автора,
которое он не в силах разрешить для себя : с одной стороны,
то, что предлагает Чацкий, правильно, разумно, жизненно
необходимо русскому обществу, с другой стороны, автор
осознает, что вряд ли прогрессивные, разумные силы одержат
верх в историческом конфликте.
ЭТАП 6. Тезис заключения
Грибоедов, как автор первой реалистической пьесы в русской
литературе, оказался провидцем : соратники Чацкого потерпели
поражение в 1825 году.
Но жива пьеса, пока есть зритель и читатель.
Жива надежда.
|