Школьные сочинения и шпаргалки по литературе и русскому языку
школьные сочинения | карта сайта
 
Школьные сочинения
Школьные сочинения и шпаргалки по литературе и русскому языку помогут школьникам общеобразовательной средней школы в учебе и при сдаче экзаменов по литературе.

Основы и правила написания сочинений помогут на выпускных экзаменах в средней школе и вступительных экзаменах в высшие учебные заведения.

Здесь вы можете скачать лучшие сочинения на любой вкус, которыми будет доволен даже самый строгий учитель.
Как писать сочинения
Орфография
Пунктуация




Основные способы образования слов в русском языке

В русском языке новые слова могут образовываться путем прибавления приставки к исходному слову. Такой способ образования слов называется приставочным. Например, прибавляя (присоединяя) приставку за1- (со значением «начало действия») к производящей основе (готовить) образуем слово ИЗгото-вить; наречие "поменьше образовано также с помощью приставки Но1-, присоединенной к основе (меньше).
Образование слов с помощью суффикса называется суффиксальным способом. Например, прилага-
тельное аленький образовано путем прибавления к основе (ал)(ый) суффикса -еньк- с уменьшительно-ласкательным значением. Существительное переплетчик образовано с помощью суффикса -чик- (со значением «профессия»), присоединенного к основе (переплет} (переплетчик - тот, кто умеет переплетать); слово выключатель образовано с помощью суффикса -тель-(со значением «предмет»), соединенного с основой (выключав (выключатель - предмет, с помощью которого можно выключать); глагол столярничать (т. е. выступать в роли столяра) образован с помощью суффикса -нича-, соединенного с основой (столяр}; прилагательное болотистый («похожий на болото») образовано с помощью суффикса -ист-, соединенного с основой (болот}; существительное работник образовано с помощью суффикса -ник- и основы (работ)(а).
Новые слова могут образовываться путем прибавления приставки и суффикса одновременно. Такой способ образования называется приставочно-суф-фиксальным. Например, прилагательное заграничный («находящийся за границей») образовано с помощью приставки за1- (со значением «за пределами чего-то») и суффикса -н- (значение признака); наречие засветло (в светлую пору) образовано с помощью приставки за1- (со значением «начало») и типичного
суффикса наречия -о.
Бессуффиксальный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зелен\ый] -» зелень) либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (повтори1ть\ -» повтор).
Способ сложения заключается в том, что новые слова образуются путем соединения слов (диван-кровать), сложением основ слов без соединительных гласных (спортплощадка, физкультура, пол-Ев-
ропы) или с помощью соединительных гласных (снегопад, землепашец, пятидневка, тепловоз, языковед), с помощью соединительных гласных (интерфиксов) one, соединяющих часть слова с целым словом (новостройка, морозоустойчивый, декоративно-прикладной), сложением основ с присоединением суффикса (головокружительный, пятилетка), сокращенной основы и слова (Сбербанк).
Имена существительные в русском языке имеют и только им присущие способы образования, с помощью которых создаются сложносокращенные слова:
сложение слогов или частей слов полного названия: спецкор (специальный корреспондент), профком (профсоюзный комитет);
сложение названий начальных букв словосочетания: АТС - произносится [атээс] (автоматическая телефонная станция), РФ - [эрэф] (Российская Федерация);
сложение начальных звуков словосочетания: ООН - [оон] (Организация Объединенных Наций), НИИ - [н'ии] (научно-исследовательский институт);
смешанный способ (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком): главк (главный комитет).
Грамматический род сложносокращенных слов определяется по главному слову словосочетания: МГУ (Московский государственный университет) начал прием студентов.
Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз (высшее учебное заведение) - вузовец (учащийся вуза), колхоз (коллективное хозяйство) - колхозник (человек, работающий в коллективном хозяйстве).
Перечисленные способы образования слов называют морфологическими. Кроме них, есть лексико-семантический способ - образование омонимов (ячмень - зерновая культура, ячмень - воспаление глазного века); морфолого-синтаксический способ - переход из одной части речи в другую мороженое (от-
глагольное прилагательное) молоко - вкусное мороженое (имя существительное); лексико-синтаксиче-ский способ - образование слова из словосочетания (вечно + зеленый = вечнозеленый, тот + час = тотчас).
Реклама
Сочинения
Школьные сочинения и шпаргалки по литературе и русскому языку