Лермонтов Михаил Юрьевич
(1814-1841)
Поэт, писатель, драматург. Родился Лермонтов в Москве, в
семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней
смертью матери и постоянной тяжбой между бабушкой и отцом.
Тяжелые впечатления детства наложили отпечаток на характер
юноши, способствовали формированию натуры с повышенными
эмоциональными реакциями.
Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта его
характера, как мечтательность, склонность к фантазии.
Предметом его пристального внимания становится природа. В
образах природы будущий поэт ищет и находит соответствия
своим душевным переживаниям. Особую роль в развитии
Лермонтова - поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие
его поэтическое вдохновение.
"Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое,
Вы носили меня на своих одичалых хребтах;
Облаками меня одевали;
Вы к небу меня приучили,
И я с той поры все мечтаю о вaс да о небе..."
- писал 16-летний Лермонтов.
Одна из ранних поэм Лермонтова - "Кавказский пленник"
(1828). Она написана под сильным влиянием А.С.Пушкина.
Вместе с тем эта поэма -своеобразный этап в овладении
молодым поэтом основами мастерства. Лермонтов переделывает
сюжет пушкинского "Кавказского пленника", иную функцию
выполняет в поэме образ природы. Отличительным свойством
лермонтовского пейзажа становится его слитность с миром
чувств лирического героя. Природа наделяется теми же, что и
герои, качествами и приметами. В романтическом мире раннего
Лермонтова человек и природа равновелики. Этот мотив будет
впоследствии плодотворно развит в позднем творчестве
Лермонтова и, прежде всего, в его поэме "Мцыри". Лермонтов
не подражал, не копировал, а усваивал в опыте Пушкина и
других поэтов, своих предшественников, то что могло
способствовать выражению его собственной творческой
индивидуальности.
В 1828 г. Лермонтов поступает в пансион при Московском
университете, а в 1830 г. становится студентом отделения
словесности. В 1832 г. из-за столкновения с преподавателями
университета Лермонтов вынужден был покинуть университет.
Выйдя из Московского университета, он в этом же году
поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков.
Его натура, жаждущая бурь и сильных ощущений, не могла
удовлетвориться гражданской службой. Лермонтова влекли
приключения, военная карьера. Два года, проведенные им в
школе, пагубно отразились на духовном развитии поэта.
Лермонтов в эти годы почти не занимался творчеством.
Откликом на этот период жизни становится стихотворение
"Белеет парус одинокий".
В Петербурге Лермонтов знакомится с текстом комедии
А.С.Грибоедова "Горе от ума", которая оказала большое
влияние на впечатлительного поэта. Тогда и было задумано им
драматическое произведение, содержащее резкую критику
современных нравов. В 1835 г. Лермонтов пишет драму
"Маскарад", которой так и не суждено было появиться на сцене
при его жизни. Во время пребывания в Петербурге Лермонтов
проявляет интерес к истории России, увлекается чтением сб.
"Древние Российские стихотворения, собранные Киршей
Даниловым". Его увлекает характер и лад русской былины, у
него зарождается замысел произведения из русской
национальной жизни, осуществленный позднее, в 1837 г.
("Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова").
В январе 1837 г. роковая весть о смертельной ране,
полученной Пушкиным на дуэли, потрясла Лермонтова. Он пишет
стихи "На смерть поэта". Первоначально стихотворение было
написано без последних 16 строк и удостоено высочайшей
похвалы великого князя Михаила Павловича. В день смерти
Пушкина Лермонтов пишет последние 16 строк, которые сыграли
роковую роль в его собственной судьбе. Согласно высочайшему
повелению Лермонтов весной 1837 г. должен был покинуть
Петербург и ехать на Кавказ.
Впечатления, полученные Лермонтовым в экспедиции на
восточном берегу Черного моря, участие в перестрелках с
чеченцами обогатили Лермонтова разнообразными наблюдениями.
Особенно поразила его старая Военно-Грузинская дорога своими
красотами и многочисленными легендами и преданиями, ей
посвященными. Предания эти были известны ему с детства.
Теперь они восстановились в памяти и соединились с
впечатлениями от роскошной природы Кавказа. Так зародилась
мысль поэта перенести действие поэмы "Демон" на Кавказ.
Встреча на Кавказе с членами декабристского общества оказала
большое влияние на Лермонтова. Он возвращается в Петербург
другим человеком. Его юношеская веселость уступает место
тоске и даже отчаянию. Поэт сравнивает свободолюбивых людей,
встреченных им на Кавказе, с людьми своего круга, грядущее
которых "иль пусто иль темно". Поколение 30-х гг. изображает
Лермонтов в "Думе", единственном лирическом произведении,
написанном им по возвращении с Кавказа.
Кавказские впечатления нашли отражение и в окончательном
варианте поэмы "Демон" (1838) и в романе "Герой нашего
времени". В конце 30-х гг. Лермонтов начинает сотрудничество
с "Отечественными записками", журналом, где печатает повести
"Бэла" и "Фаталист", впоследствии вошедшие в роман "Герой
нашего времени".
Известность, пришедшая к Лермонтову в кон. 30-х гг., не
радует его. Поэта раздражает то, что он "входит в моду". Его
положение во многом напоминает положение Пушкина в
придворных кругах. Свет недолюбливал Лермонтова за его
дерзость, острую наблюдательность и независимость. Лермонтов
осознавал это и предчувствовал, что настанет время, когда
его "будут преследовать клеветами".
Образ "героя времени", получивший воплощение в лирической
стихии лермонтовской поэзии, в романе "Герой нашего времени"
(1839) раскрывается не только психологически. Роман
Лермонтова - это его попытка дать анализ состояния
современного общества, исследовать ту нравственную
атмосферу, в которой зреют ростки новой жизни. Печорин -,
герой своего времени - тем и отличается от всех других
персонажей романа, что он - единственный, кто умеет взять на
себя всю тяжесть ответственности судить не только окружающее
его общество, но и быть критичным по отношению к себе.
Лермонтов представляет читателю возможность изучить
различные стороны жизни в их соотношении с судьбой
отдельного человека, а судьбу человека рассмотреть на фоне
общественно-исторических обстоятельств.
Лермонтов - психолог исследует процессы духовного искажения
личности средой, обращая внимание на определяющие,
переломные в жизни героев события. Это касается и образов
простых, естественных людей - Казбича, Бэлы, Максима
Максимыча, и "честных контрабандистов", и людей печоринского
круга - Грушницкого, Вернера, Мери. Создавая психологический
портрет Печорина, рисуя процесс внутреннего ожесточения
героя, Лермонтов одновременно создает образ "простого
человека" - Максима Максимыча - доброго, искреннего,
преданного Печорину всей душой. Перед читателем
развертывается трагедия человека, своим поведением
оправдывающего безнравственные поступки Печорина.
Исследование личности Печорина в "дневниковых" главах романа
построено по принципу взаимохарактеристики персонажей.
Грушницкий и Вернер не только герои, имеющие свою
собственную судьбу и характер, но и своеобразные
"зеркальные" отражения личности Печорина. Лермонтовский
Печорин познает самого себя, изучая и познавая личность
других людей.
Образ Печорина раскрывается не только в действии, поступках,
но и в характеристике внешности героя. Лермонтов создает
удивительно богатый психологическим рисунком портрет
внешности Печорина. Портрет героя создается не только
выразительными, но и изобразительными средствами. В описании
пластики движений Печорина, его фигуры, выражения глаз
чувствуется взгляд Лермонтова - художника, прекрасно
владевшего кистью живописца.
Композиция романа играет важнейшую роль в формировании
художественного замысла Лермонтова. Характер Печорина в
первых главах романа раскрывается с внешней стороны, его
личность проявляется в поступках, в отношении к нему других
персонажей. В дневнике Печорина перед нами исповедь героя,
дающая объяснение многим поступкам его. Хронологическая
последовательность событий в сюжете романа заменяется
психологической последовательностью "узнавания" героя
читателем. В романе "Герой нашего времени" соединился
глубокий психологический анализ напряженной духовной жизни
отдельной личности с аналитическим изображением эпохи конца
30-х гг., периода нравственных потерь и общественных
разочарований.
За дуэль с де Барантом, за непозволительные стихи ("Первое
января") Лермонтов вторично был сослан на Кавказ.
В то время, как поэт вел жизнь, полную приключений и тревог,
в Петербурге готовились к изданию его сочинения - 28
лирических пьес, выбранных самим поэтом (1840). Лермонтов
страстно мечтает уйти в отставку и заняться литературной
деятельностью. Но судьба распорядилась иначе. Трагически
нелепая случайность (дуэль с Н.Мартыновым) оборвала жизнь
поэта 15 июня 1841 г. Ушел из жизни второй великий поэт
России, которому было всего 26 лет.
|