Хлебников , Велимир (Виктор Владимирович) [ 28.Х(9.Х I ).
1885, Малодербетовский улус б. Астраханской губ. ] – поэт,
ведущий теоретик футуризма. Родился в семье учёного-
естественника, орнитолога и лесовода [1] . С 1903 г. –
студент Казанского, в 1908-1911 гг.-Петербургского
университета ( не окончил ). В Петербурге посещал
литературные “ среды ” в “ башне ” Вяч. Иванова и “ Академию
стиха ” при журнале “ Аполлон ”. С поздним символизмом
Хлебникова сближал сближал интерес к философии, мифологии,
русской истории, славянскому фольклору. Однако не смотря на
внешнее ученически-истовое следование “ заветам символизма ”
, Х. был внутренне чужд этому течению, равно как и
нарождающемуся акмеизму. Расхождение основывалось на
коренном различии взглядов на природу Слова (языка) и
Времени. Символисты и акмеисты стремились выявить в
отвлечённом слове закодированные ” вечные сущности ” и
перемещали современность в контекст предшествующей культуры,
уводили настоящее к ” первозданной ясности прошлого ” .
Философско-эстетическая ориентация Х. была принципиально
иной. Поэт отсчитывал начало своего творчества с необычайно
мощного по соц. заряду 1905 г. : ”М ы бросились в будущее…от
1905 г. “ . Остро переживая позорное поражение на Востоке и
удушение первой русской революции, напряжённо размышляя над
ходом истории, Х. предпринял утопическую попытку найти некие
универсальные числовые законы Времени, так или иначе
влияющие на судьбы России и всего человечества [2] .
Прошлое, настоящее и будущее в его утопической системе
представлялись лишь фрагментами единого непрерывного
Времени, эластично и циклично повторяющегося в своём
круговом развитии. Настоящее, являясь вместе с прошлым
частью целокупного времени, получало таким образом
возможность перемещения в “ научно предсказуемое ” будущее.
Х. подходит к данному вопросу как учёный-исследователь, но,
будучи поэтом по своей природной сути, он постигает Время
сквозь мифопоэтическую призму и превращает предмет
исследования в свою главную и пожизненную тему наряду с
другим его постоянным героем своей поэзии – Словом, языком.
Слово в его философско-поэтической системе переставало быть
только средством передачи его культурной традиции в её
смысловых и эстетических значениях, а становилось
собственнозначимой и самоценной чувственной данностью, вещью
и, следовательно, частью пространства. Именно таким образом,
через Время, зафиксированное Словом и превращённое в
пространственный фрагмент, осуществлялось искомое
философское единство ” пространства-времени ” . Единство,
допускающее возможность его переоформления в слове и,
значит, поддающееся активному регулированию по воле
речетворца. Создавалась внешне логически-ясная концепция
преодоления физического времени как пространства за счет
реставрации (в прошлом) и реконструкции ( в настоящем и
будущем) слов-вещей и пересоздания на этой основе всей
застывшей в пространстве и времени системы узаконенных
художественных форм и социальных институтов. Открывалась как
бы единая "книга бытия", книга Природы – утопическая мечта
Х., поэтическому воплощению которой он посвятил всю свою
жизнь.
Искания Х. вполне согласовывались с общим путем
устремленного в будущее футуризма, относившего смыслы, в
противовес символистским, потусторонним отвлеченностям, к
чувственным данностям. Это происходило и в живописи, также
искавшей единство «пространства – времени» и насыщавшей
пространственную изобразительность «четвертым измерением»,
т.е. временем. Не случайно поэтому после знакомства с В.
Каменским, способствовавшим первой публикации поэта
(Искушение грешника // Весна. – 1908. - № 10), и сближения с
группой поэтов и художников ( Д. Н. Бурлюки, Е. Гуро, М.
Матюшин ) Х. становится «невидимой», но главной «осью
вращения» футуризма.
В 1910 г. вышел совместный сборник группы футуристов – «будетлян»
в придуманной Х. славянской огласке – «Садок судей». Позже к
ним присоединились А. Крученых, Б. Лившиц и В. Маяковский.
Другой сборник «будетлян» «Пощечина общественному вкусу»
(1912) почти наполовину состоял из произведений Х.: поэма «И
и Э», «Гонимый – кем, почем я знаю?..», знаменитые
«экспериментальные» «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы…». На
последней странице сборника была напечатана исчисленная
поэтом таблица с датами великих исторических потрясений.
Последней датой был 1917 г. [3] (ср. с порожденным Х.
пророчеством в поэме В. Маяковского «Облако в штанах»: «…в
терновом венке революции грядет шестнадцатый год»). Подобные
расчеты Х., называвший себя «художником числа вечной головы
вселенной», проводил постоянно, проверяя свою теорию
кругового Времени и стараясь «разумно обосновать право на
провидение» (см. его кн.: «Учитель и ученик», 1912; «Битвы
1915 – 1917 гг. Новое учение о войне», 1915; «Время мера
мира», 1916; «Доски судьбы», 1922; статьи «Спор о
первенстве» и «Закон поколений», 1914. Некоторые идеи Х. о
«жизненных ритмах» подтверждаются современной
хронобиологией).
В 10 гг. выходят книги Х. «Ряв!», «Творения 1906 – 1908»,
«Изборник стихов. 1907 – 1914», получают развитие
разработанные им ранее «первобытные» славяно-языческие
утопии : «Змей поезда», 1910; «Лесная дева», 1911; «И и Э»,
1912; «Шаман и Венера», «Вила и леший», 1912; «Дети Выдры»,
1913; «Труба марсиан», 1916; «Лебедия будущего», 1918. В них
поэтически формулировалась мечта Х. о всесветном единении «творян»
и «изобретателей» (их антиподы «дворяне» и «приобретатели»)
в лоне единой и всевременной матери – Природы,
одухотворенной человеческим трудом. Х. предлагал :
«Исчислить каждый труд ударами сердца – денежной единицей
будущего, коей равно богат каждый живущий» ( V , 157 ).
(Раскрытие важной для Х. темы труда см. : «Мы, Труд, Первый
и прочее и прочая …», «Ладомир» и др.) Верховным
представителем «творян», по мысли Х., является поэт, а
искусство становится проектом жизни (идея жизнестроительного
искусства). Поэтические утопии и жизненное поведение поэта
сливаются : начинаются пожизненные странствия Х. по России
как выражение особого «внебытового» существования творца.
К 1917 г. понимание искусства как программы жизни
трансформируется в обобщенно анархическую утопию о
мессианской роли поэтов – тайновидцев и пророков, которые
вместе с другими деятелями культуры должны создать
международное общество Председателей Земного Шара из 317
членов (317 – одно из выведенных Х. «магических» чисел
Времени). «Председатели» призваны осуществлять программу
мировой гармонии в «надгосударстве звезды» («Воззвание
Председателей Земного Шара»,1917).
Одновременно с созданием «первобытных» и космо –
мифологических утопий Х. выступает и как мятежный автор
антибуржуазных и антитехнократических гротескных пророчеств
о «бунте вещей», которых, по мнению поэта, неизбежен в
урбанизированном будущем, если его распорядителем станет
сообщество «приобретателей» и «дворян» (поэма «Журавль»,
1909; пьеса «Маркиза Дэзес», 1909 – 1911, и др.).
В годы первой мировой войны социалистическая активность Х.
значительно возросла, отчетливо выявился его интерес к теме
современности (в 1916 – 1917 гг. поэт служил рядовым в
армии). Эта тенденция усилилась в годы революции и
гражданской войны [4] . Х., смыкаясь в гуманистическом
пафосе с Маяковским, не приемлет империалистическую бойню
(поэмы “Война в мышеловке”, 1915 – 1922; “Берег
невольников”, 1921), но в дерзком восстании “колодников
земли” он, подобно А. Блоку, видит справедливость
исторического возмездия и по славянски былинный размах
переустройства Вселенной на новых научно – трудовых
человеческих основах (“Каменная баба”, 1919; “Ночь в окопе”,
“Ладомир”, 1920; “Ночь перед Советами”, “Настоящее”, “Ночной
обыск”, “Малиновая шашка”, 1921). Х. активно сотрудничает с
Советской властью, работает в Бакинском и Пятигорском
отделениях РОСТА, во многих газетах, в Политпросвете Волжско
– Каспийской флотилии.
Однако и в эти годы поэт остается утопистом-мечтателем.
Главную силу,способную преодолеть “земной хаос” и объединить
“творян” всего мира, Х.по-прежнему видел (наряду с
овладением “числовыми” законами Времени ) в заново
созданном,изобретенном им “звездном” языке, пригодном для
всей “звезды”- Земли. Именно этим, а не только однозначно
нигилистическим эпатажем футуристов,отвергавших весь
комплекс культуры прошлого (в т.ч. и язык), объясняются
обширные поэтико-лингвистические эксперименты Х.,
сопутствующие всему его творчеству и казавшиеся многим
современникам единственной самоцелью и сущностью
хлебниковской поэзии. Х. предпринял реформу поэтического
языка во всем его объеме. Звук в его поэтической системе
несет в себе самоценное значение, способное насытить
произведения художественным смыслом (см.статью “Наша
основа”, 1919). Истоки смысла несущих фонем Х. находил в
народных заклинаниях и заговорах ( см. поэму “Ночь в
Галиции”, 1913), бывших, по определению поэта, “как бы
заумным языком в народном слове” (V , 225), - отсюда термин
«заумь», «заумный язык». Слова, разложенные на
«первоначальные» фонетические значения, Х. собирает на
основе созвучий заново, стремясь сформировать гнезда
неологизмов одного корня (этот процесс он называл поначалу
«сопряжением» корней, а позднее – «скорнением» ). По такой
методике строились «экспериментальные» произведения :
«Заклятие смехом», «Любхо» и др. Эксперимент распространялся
и на синтаксис (вплоть до отказа от знаков препинания ),
порождая особую ассоциативную структуру стиха на внешней
основе примитивистской техники и подчеркнутого инфантилизма
поэтики: раешник , лубок, анахронизм, «графоманство» и т.п.
«Ребенок и дикарь,- писал Ю.Тынянов о Х.,- были новым
поэтическим лицом,вдруг смешавшим твердые «нормы» метра и
слова» (Вступ. ст., 1, 23 ). Антиэстетическое “дикарство” и
“инфантилизм” Х. действительно были формой футуристического
эпатажа по отношению к застывшему в общепринятых “нормах”
старому буржуазному миру. Однако целостная суть
поэтико-лингвистических экспериментов была шире и включала в
себя не только разрушающий, но и созидающий пофос. С уходом
в послеоктябрьском творчестве Х. нигилистического начала
поэт отказывается от многих крайностей своих экспериментов в
сфере “заумной” поэтики.В то же время он продолжает поиски
методов обновления жанровой структуры лирики, эпоса и драмы
на пути создания единого “синтетического” жанрообразования.
Сюда следует отнести неудачные хлебниковские попытки
создания “сверхповестей” (“Царапина по небу”, 1920;
“Зангези”, 1922), замысленных как своеобразная “книга
судеб”, содержащая универсальные ключи к овладению “новыми”
знаниями и законами жизнетворчества.
Оставаясь в русле утопических идеалистических концепций, Х.
в условиях нового времени объективно не мог объединить
вокруг своего философско-поэтического учения продолжительно
действующее художественное направление. Однако его
художественный вклад в теорию и практику советской поэзии
чрезвычайно значителен (словотворчество и рифмотворчество,
разработка интонационного стиха, многоголосие ритмов,
философская проблематика, гуманистический пафос, жанровые
новообразования и др. ). Маяковский, считавший стихи Х.
образцом “инженерной”, “изобретательской” поэзии, понятной “
только семерым товарищам-футуристам», говорил, однако, что
стихи эти «заряжали многочисленных поэтов». Действие
хлебниковского «заряда», в силовое поле которого попали
Маяковский, Н. Асеев, Б. Пастернак, О. Мандельштам,
М.Цветаева, Н. Заболоцкий и мн. др., распространяется и на
современную советскую поэзию (В. Высоцкий, А. Вознесенский,
Е. Евтушенко, представиели т.н. «рок-поэзии» и др.).
|