М.Е. Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в селе
Спас-Угол Тверской губернии. По отцу принадлежал к
старинному и богатому дворянскому роду, по матери –
купеческому сословию. После успешного окончания
Царскоселького лицея Салтыков становится чиновником военного
ведомства, но служба его мало интересует.
В 1847г. в печати появляются его первые литературные
произведения – «Противоречия» и «Запутанное дел». Но всерьез
о Салтыкове, как о писателе, заговорили только в 1856 г.,
когда он начал публикацию «Губернских очерков».
Свое необычайное дарование он направил на то, чтобы открыть
глаза, показать тем, кто еще не видит творящегося в стране
беззакония, процветающего невежества и тупости, торжества
бюрократии.
Но сегодня мне хочется остановиться на сказочном цикле
писателя, начатом в 1869г. Сказки явились своеобразным
итогом, синтезом идейно-творческих исканий сатирика. В ту
пору из-за существования строгой цензуры автор не мог до
конца обнажить пороки общества, показать всю
несостоятельность российского управленческого аппарата. И
все же с помощью сказок «для детей изрядного возраста»
Щедрин смог донести до людей резкую критику существующего
порядка.
Для написания сказок автор использовал гротеск, гиперболу и
антитезу. Также для автора был немаловажен эзопов язык.
Стараясь скрыть от цензуры истинный смысл написанного,
приходилось пользоваться и этим приемом.
В 1883 г. появился знаменитый «Премудрый пескарь», ставший
за минувшие сто с лишним лет хрестоматийной сказкой Щедрина.
Сюжет этой сказки известен каждому: жил-был пескарь, который
поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по
характеру, решил он всю жизнь прожить, не высовываясь, в
своей норе, вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени,
мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь прошла мимо – ни
семьи, ни детей. Так и исчез – то ли сам, то ли щука какая
заглотнула. Только перед смертью задумывается пескарь о
прожитой жизни: « Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще
сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал и умирал – дрожал».
Только перед смертью осознает обыватель, что никому-то он не
нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит.
Но это – сюжет, внешняя сторона сказки, то, что на
поверхности. А подтекст карикатурного изображения Щедриным в
этой сказке нравов современной мещанской России хорошо
объяснил художник А.Каневский, делавший иллюстрации к сказке
«Премудрый пескарь»: «….всякому понятно, что Щедрин говорит
не о рыбе. Пескарь – трусливый обыватель, дрожащий за
собственную шкуру. Он человек, но и пескарь, в эту форму
облек его писатель, и я, художник, должен ее сохранить.
Задача моя – сочетать образ запуганного обывателя и пескаря,
совместить рыбьи и человеческие свойства. Очень трудно
«осмыслить» рыбу, дать ей позу, движение, жест. Как
отобразить на рыбьем «лице» навеки застывший страх? Фигурка
пескаря-чиновника доставила мне немало хлопот….».
Страшную обывательскую отчужденность, замкнутость в себе
показывает писатель в «Премудром пескаре».
М.Е.Салтыкову-Щедрину горько и больно за русского человека.
Читать Салтыкова-Щедрина довольно непросто. Поэтому, может
быть, многие так и не поняли смысла его сказок. Но
большинство «детей изрядного возраста» оценили творчество
великого сатирика по заслугам.
В заключении хочется добавить, что высказанные писателем в
сказках мысли современны и сегодня. Сатира Щедрина проверена
временем и особенно остро она звучит в период социальных
неурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня Россия.
|