В.М. - мой любимый поэт. Конечно, в наши дни отношение к
нему изменилось. Многие мои сверстники думают, что, кроме
стихов о Ленине и партии, поэт ничего не писал. Но это
совсем не так. Да, В.М. во имя революции наступал на «горло
собственной песне», отдавая «звонкую силу поэта»
пролетариату. «У каждого поэта своя драма..»-писала Анна
Ахматова. Есть она и у В.М. Он верил в революцию, боролся
стихом с ее врагами, видя их не только в Колчаке и Деникине,
но и в советских, новых мещанах, «дряни». А сегодняшние
противники поэта не хотят этого замечать. Не знают они и
другого: есть ранний М., тонкий лирик, необычайно одаренный
стилист, подлинный новатор стихосложения, экспериментатор в
области формы. Располагая стихи «лесенкой», он добился того,
что каждое слово становится значимым, весомым. Рифма В.М. -
необычайная, она как бы «внутренняя», чередование слогов не
явное, не очевидное - это белый стих. А как выразительна
ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии - самое
главное, сначала рождается он, а потом уже мысль, идея,
образ.
Некоторые мои ровесники думают также, что стихи В.М. надо
кричать, надрывая голосовые связки. Да, у него есть стихи
для «площадей». Но в ранних стихах преобладают интонации
доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только
хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на
самом деле он не такой. Наоборот , М. одинок и неприкаян, и
душа его жаждет дружбы, любви, понимания. Именно такого В.М.
я и люблю.
Стихотворение «Послушайте!» написано в 1914году. В стихах
этого периода внимательный читатель увидит не только
фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и,
присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой-ранимая,
одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая
порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах
времени, внутренняя убежденность в правоте своих
нравственных и эстетических идеалов обособляли В.М. от
других поэтов, от привычного течения жизни. Эта
обособленность рождала душевный протест против обывательской
среды, где не было высоких духовных идеалов. А ведь он о них
мечтал.
Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой,
обращенной к людям: «Послушайте!» Таким восклицанием каждый
из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть
услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения не
просто произносит, а, я бы сказал, «выдыхает» это слово,
отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на
волнующую его проблему. Это не жалоба на «равнодушную
природу», это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы
спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и
приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что
нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем. Ведь
люди рождаются для счастья.
Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!» именно такой,
какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика,
когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы,
убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только
объяснить надо как следует, найти самые важные и точные
выражения. И лирический герой их находит.
(ЦИТАТА).
А дальше...Дальше, мне кажется, в очень необычной антитезе,
в словах антонимах (антонимами они являются только у В.М., в
нашем привычном, общеупотребительном лексиконе это далеко не
антонимы) противопоставлены очень важные вещи. Речь идет о
небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды «плевочки»,
а для другого-«жемчужины».
Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот
«кто-то», для кого без звездного неба немыслима жизнь на
Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но
не смиряется с ним.
(ЦИТАТА).
Отчаяние так велико, что ему просто не перенести «эту
беззвездную муку».
Огромное значение в системе изобразительно-выразительных
средств у В.М. имеет деталь. Портретная характеристика Бога
состоит всего лишь из одной-единственной детали-у него
«жилистая рука». Эпитет «жилистая» настолько живой,
эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы
видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. «Длань»
(образ, привычный для сознания русского человека,
христианина) органично, абсолютно естественно заменяется,
как видим, просто «рукой». Значит Господь Бог, будто пахарь
или хлебопек,-простонародный.
Лирический герой, по моему мнению, глубоко и тонко чувствует
и переживает все, что происходит с окружающим нас миром,
Вселенной, людьми. Вот он Говорит кому-то:
(ЦИТАТА).
И ели первые два предложения вопросительные, то
третье-вопросительное, и восклицательное одновременно. Накал
страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, так силен , что
иначе их не выразить как только этим многозначным емким
словом-«Да?!», обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В
нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и участие,
и любовь...Я не один, еще кто-то так же думает, как я, так
же чувствует, болеет за этот мир, небо, Вселенную всей
душой, всем сердцем.
Если бы у лирического героя совсем не было надежды на
понимание, он бы так не убеждал, не увещевал, не
волновался...Последняя строфа стихотворения (всего их три)
начинается так же, как и первая, с того же слова:
(ЦИТАТА).
Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому,
более оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как
она выражена в первой строфе. Последнее предложение
вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это
риторический вопрос ответ не требуется.
(ЦИТАТА).
В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для
стиля В.М.. «Послушайте!»-взволнованный и напряженный
монолог лирического героя. Поэтические приемы, используемые
В.М. в этом стихотворении, на мой взгляд, очень
выразительны. Фантастика («врывается к богу») естественно
сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием
лирического героя. Ряд глаголов: «врывается», «плачет»,
«просит», «клянется»-передает не только динамику событий, но
и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова, все
очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется,
само лексическое значение, семантика глаголов-действий
указывает на крайнюю обостренность чувств, испытываемых
лирическим героем. Основная интонация стиха не гневная,
обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и
неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя
зачастую сливаются полностью и разделить их невозможно.
Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу
чувства героя, бесспорно, волнуют самого поэта. В них легко
уловить ноты тревоги («ходит тревожный»), смятения,
затаенную даль.
Стихотворение «Послушайте!»-развернутая метафора, имеющая
большой иносказательный смысл-«не хлебом единым жив
человек». Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта,
большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны
звезды -«жемчужины», а не звезды-«плевочки». Имманиула Канта
поражали более всего на свете две вещи: «звездное небо над
нами и нравственный закон внутри нас». В.М. тоже волнуют
вечные философские вопросы о смысле человеческого бытия, о
любви и ненависти, смерти и бессмертия, добре и зле.
Однако в «звездной» теме поэту чужд мистицизм символистов,
он не думает ни о какой «протянутости» слова к Вселенной, но
В.М. ни в коей мере не уступает поэтам-мистикам в полете
фантазии, свободно перебрасывая мост от земной тверди к
безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный
полет мысли был подсказан В.М. в ту эпоху, когда казалось,
что человеку подвластно все. И независимо от того, в какие
тона окрашены астральные образы, сатирические или
трагические, его творчество проникнуто верой в Человека, в
его разум и великое предназначение.
Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы
превратятся в нормальную жизнь, и никто не будет считать
В.М. только политическим поэтом, отдавшим свою лиру лишь
революции. На мой взгляд, это величайший из лириков, и
стихотворение «Послушайте!»-истинный шедевр русской и
мировой поэзии.
|