Публицистическая и редакторская деятельность М.Е. Салтыкова
Щедрина в «Отечественных записках» явилась новым этапом той
работы, которую он начал еще в «Современнике». В
«Отечественных записках» сатирик работал 16 лет, с 1868 по
1884 г.; его произведения появлялись почти в каждой книжке и
во многом определяли характер и на правление журнала.
Начиная свое сотрудничество в «Отечественных записках»,
писатель опубликовал в 1868-1869 гг. два цикла: «Признаки
времени» и «Письма о провинции». И в том и в другом
произведении Салтыков-Щедрин, как бы подводя итог прожитому
после реформы десятилетию, ставит вопросы: что изменилось в
жизни России после реформы 1861 г.? Почему общественный
подъем 60-х годов не принес ожидаемых результатов? В чем
причина неудачи революционного движения? Эти проблемы
волновали всех сотрудников «Отечественных записок» и их
читателей.
Салтыков-Щедрин увидел причину неудачи борьбы против
самодержавия в том, что слишком неоднородно было «движение
реформаторов», как он условно называл движение 60-х годов.
Хотя крепостное право юридически было отменено, пережитки
феодализма оказались настолько живучими, что сатирик имел
полное право признать: крепостное право живет во всем - «в
нашем темпера менте, в нашем образе мыслей, в наших обычаях,
в наших поступках. Все, на что бы мы ни обратили наши взоры,
все из него выходит и на него опирается» (т. 7, с. 150).
Оценивая другие реформы 60-х годов, Салтыков-Щедрин так же
недвусмысленно раскрыл их крепостническую сущность.
Салтыков-Щедрин верно раскрыл классовую природу земств,
антинародный характер многих их начинаний. Никогда не
выступая против земств как органов местного самоуправления,
он был лишь против засевших в них крепостников-помещиков,
которые прилагали все силы к сохранению своих привилегий.
Признаки времени с господствующим капиталистическим
устремлением к наживе - «хищничеством» - и политической
пассивностью народа, задавленного нуждой, не могут ободрять
писателя. Он сокрушается, что среди «легковесных» нет места
идеалам 40-60-х годов, однако не теряет веры в лучшее
будущее: «Как ни обширно кладбище, но около него ютится
жизнь» (т. 7, с. 94).
В 1872-1876 гг. Салтыков-Щедрин печатает на страницах
«Отечественных записок» два новых публицистических
произведения: «Дневник провинциала в Петербурге» (1872) и
«Благонамеренные речи» (1872-1876). Оба эти цикла посвящены
преимущественно дальнейшему развитию капитализма в России и
отражению этого процесса в политической жизни страны.
Писатель одним из первых в русской литературе создал
типические образы представителей русской буржуазии 70-80-х
годов и ее идеологов - либералов. Разоблачение либерализма
становится одной из главных тем его литературной
деятельности.
На фоне торжества буржуазного предпринимательства становится
отчетливо виден идиотизм запуганного обывателя. Писатель
смело осуждает политическую реакцию конца 60-х годов,
критикует последующие реформы царского правительства,
судебную в частности, затеянные для того, чтобы приспособить
самодержавный режим к нуждам капиталистического развития.
Особое место в цикле занимает рассказ о Дерунове, содержащий
беспощадную характеристику «опоры» современного общества
«Дерунов не столп! - заявляет в конце очерка
Салтыков-Щедрин. - Он не столп относительно собственности,
ибо признает священною толь ко лично ему принадлежащую
собственность.
Рассматривая общественную жизнь в годы реакции,
Салтыков-Щедрин типичным явлением русской действительности
называет «молчалинство». Безразличие к насущным вопросам
современности, стремление к личному благополучию
господствует в либеральном обществе. Молчалины всюду. Их
угодливость, карьеризм не означают, однако, что они играют
только пассивную роль. Все они - люди беспринципные, готовые
снести любое оскорбление, если оно будет оплачено. Цинизм,
моральная и политическая нечистоплотность, продажность
являются неотъемлемым качеством преуспевающих адвокатов,
журналистов и литераторов. Но именно эти качества и
определяют их будущее поражение.
Салтыков-Щедрин, верно понимая характер русского капитализма
как явления, обусловленного историческим развитием, не
признавал капиталистические отношения вечными и неизменными.
После поездки по Европе Салтыков-Щедрин печатает в
«Отечественных записках» цикл очерков «За рубежом» (1880).
Симпатизируя передовой, революционной Франции, восхищаясь ее
прогрессивными традициями, он беспощадно разоблачает
современную французскую буржуазию, затоптавшую из алчности и
страсти к наживе славные идеалы якобинцев. Сатирик развеял
ореол мнимой революционности, возникший вокруг буржуазных
республиканцев, которые защищали в прессе и парламенте
капиталистические порядки.
В очерках «За рубежом» писатель признал милитаризм важнейшей
чертой в политике и настроениях немецкой буржуазии. Упоенная
победой над Францией в 1870-1871 гг., Германия мечтала
занять главенствующее положение в Европе. Салтыков-Щедрин
высмеял эту претензию и заклеймил наглость прусской
военщины.
«Зарубежное» в очерках Салтыкова-Щедрина постоянно и тесно
переплетается с «отечественным». В аллегорической сцене -
диалоге между «мальчиком без штанов» и «мальчиком в штанах»
- сатирик ставит вопрос о характере дальнейшего развития
России и приходит к выводу, что она, так же как многие
европейские страны, пойдет по пути капиталистического
развития. Но русский народ, не опутанный мещанским
филистерством, еще не пропитанный буржуазной законностью,
как это случилось с немецким «мальчиком в штанах», сумеет
свести счеты с Колупаевым и добиться освобождения от всякой
эксплуатации. Все сопоставления русских и западноевропейских
общественных отношений даны в очерках под углом зрения
перспектив революционного развития России.
«Письма к тетеньке» (1881-1882), «Современная идиллия»
(1877-1883) и публицистические произведения, написанные
после закрытия «Отечественных записок», рисуют русское
общество в период обострения революционной борьбы и реакции,
наступившей вслед за разгромом движения народников.
Яркой сатирой на царский суд и расправу является сценка
«Злополучный пискарь, или Драма в Кашинском окружном суде».
В наиболее обобщенном виде тупость и реакционность царской
бюрократии была воплощена писателем в образе ретивого
начальника, который решил закрыть Америку.
Не менее злую сатиру на либеральную прессу, явно повернувшую
в конце 70-х годов к монархизму, содержит цикл «В среде
умеренности и аккуратности». Прототипом газеты «Чего
изволите?» и ее редактора, Молчалина 2-го, явился Суворин,
издатель газеты «Новое время».
Сатирик вводит читателей во все тайны редакционной кухни и
пародийно раскрывает сущность основных жанров буржуазной
газеты: передовой статьи, фельетона, корреспонденций.
Пустословие возведено здесь в принцип, и только одна мысль
беспокоит редактора: как бы при всем либерализме дать каждой
фразе такой оборот, чтобы не осталось и тени недоверия к
начальству! Щедринское выражение «Чего изволите?» было очень
удачным и прочно укрепилось за газетой Суворина «Новое
время».
Позднее, в условиях реакции 80-х годов, Салтыков-Щедрин еще
не раз обращается к характеристикам буржуазной и
монархической прессы в России. Редактор «Красы Демидрона»,
бывший тапер публичного дома Иван Иванович Очищенный
(«Современная идиллия»), сам признается, что он не имеет
никакого влияния на газету. Все зависит от издателей -
содержателей увеселительных заведений. Скандальная хроника,
порнография, социальная демагогия - вот основное содержание
газеты «Краса Демидрона» в 80-е годы.
Публицистика Салтыкова-Щедрина 70-80-х годов - это подлинная
революционно-демократическая летопись всей пореформенной
России. Резкость и непримиримость сатиры были отражением
убежденности писателя в том, что необходимо решительно
покончить с царизмом и эксплуататорами.
Салтыков-Щедрин был и остается непревзойденным мастером
публицистической сатиры, замечательным художником слова. В
своем творчестве он часто прибегал к иносказанию, гиперболе,
иронии, фантастике.
Писатель быстро и верно умел подметить новое в экономике,
политике, литературе. Это умение позволило ему раньше
других, уже в на чале 70-х годов, создать яркие, типические
образы.
Огромная сила сатирического обобщения, типизации- яркая
индивидуальная особенность стиля Салтыкова-Щедрина. Он мог
схватывать явления в их становлении, росте. Недаром Гончаров
говорил, что для изображения не установившегося в жизни
нужен талант Щедрина, признав тем самым способность сатирика
верно и своевременно улавливать новое в жизни.
Салтыков-Щедрин был мастером эзоповского языка. Немного
найдется писателей и публицистов, которые могли бы
сравниться с ним в искусстве обходить цензурные рогатки.
Вслед за Герценом и Чернышевским он блестяще пользовался в
подцензурной печати иронией и по праву мог повторить слова
Герцена, назвавшего иронию «утешительницей» и
«мстительницей».
Несмотря на многочисленные иносказания, на условность
употребления ряда слов и оборотов речи, читатель, по
свидетельству самого сатирика, хорошо понимал его.
Неистощимо языкотворчество Салтыкова-Щедрина. Он был очень
чуток, внимателен к структуре родного языка, идиомам и
поговоркам и негодовал на либерально-буржуазных газетчиков,
коверкавших речь в угоду своим невзыскательным читателям. У
него чрезвычайно сильно развито чувство слова, огромен
словарный запас, поразительно умение использовать
многозначность слов. Как никто, писатель умел выявить нужный
смысловой оттенок в слове и с его помощью охарактеризовать
любое жизненное явление, поведение отдельного человека или
целой социальной группы. Сатирик в совершенстве постиг язык
так называемого образованного общества - язык чиновников,
адвокатов, либеральных писателей и журналистов,
законодательных учреждений - и пародировал его в своих
произведениях. Столь же хорошо знал он речь народа,
крестьян, язык русских летописей.
Для характеристики различных сторон русской жизни 70-80-х
годов Салтыков-Щедрин охотно вводил в свои произведения
литературные персонажи: Молчалина, Чацкого, Рудина, Глумова,
Ноздрева и многих других - и заставлял их действовать. Это
избавляло его от необходимости подробно характеризовать
прошлое «героев» своего времени. Сохраняя первоначальный
портрет, литературные персонажи жили в произведениях
Салтыкова-Щедрина второй жизнью. В изменившихся исторических
условиях их характеры и поведение раскрывались с новых
сторон, а литературное прошлое помогало уяснить классовую
сущность и общественную роль живых представителей различных
сословий в 70-80-е годы.
Писатель постоянно стремился сделать своих противников
смешными, ибо смех - великая сила.
В подцензурных же условиях этот способ борьбы оставался
подчас единственно возможным, ибо кто мог позволить себе в
легальной прессе патетический гнев или прямое осуждение
позорящего Россию самодержавия?! Смех сатирика, злой и
безжалостный, был направлен на расшатывание основ
существующего строя, что прямо соответствовало тогда
интересам народа.
|