Однажды на вечеринке на вопрос, как он себя чувствует,
Пушкин ответил, не долго думая: «и кюхельбеккерно и тошно».
Обладатель оскорбленной первым определением фамилии тот час
же вызвал обидчика на дуэль, а тот, вообще говоря, отчаянный
задира (говорят, гадалка предсказала Пушкину смерть на
дуэли, после чего он постоянно испытывал судьбу), не смел
возражать. Драться решили на пистолетах. Выехали загород.
Пока готовились к поединку, Пушкин все увещевал Дельвига,
стоявшего рядом с Кюхельбеккером: «Смотрите, как бы он не
попал вам в голову! Идите лучше ко мне, здесь значительно
безопаснее», тем самым намекая на меткость противника.
Вспыльчивый Кюхельбеккер настолько разволновался, что,
размахивая пистолетом, прострелил-таки Дельвигу шляпу…
Этот в частности и множество других случаев подтверждают,
что Александр Сергеевич был весьма острым на язык человеком,
отнюдь не лишенным чувства юмора. Шутки встречаются во
многих его произведениях, но лишь некоторые из них –
проявление доброжелательности и юмора по отношению к своим
героям. В подавляющем же большинстве своем – это ирония,
иногда чрезвычайно горькая и едкая.
Темой нашего исследования станет ирония в произведениях
Александра Сергеевича Пушкина 1826-1836 гг. Именно в этот
период были написаны наиболее значительные произведения, как
то: закончен роман в стихах «Евгений Онегин», поэмы «Медный
Всадник» и «Полтава», «Повести Белкина», «Пиковая Дама»,
четыре драматических «Маленькие Трагедии», романы
«Дубровский» и «Капитанская Дочка» и т.д.
При рассмотрении темы будет удобнее следовать не
произведениям, но направленности, которую получила ирония в
процессе творчества. Мишенями для острот поэта стали
общество и любовь, смерть и просвещение, монархи и друзья.
Кроме того, достаточно часто ирония оказывается одной,
обычно самой яркой, из красок, с помощью которых Пушкин
обрисовывает своих героев.
СМЕРТЬ
Одним из проявлений ироничности автора на тему смерти может
считаться следующий отрывок из «повести Белкина» «Выстрел»:
«Он всегда шутит, графиня, - отвечал ей Сильвио; - однажды
дал он мне шутя пощечину, шутя прострелил мне вот эту
фуражку, шутя дал сейчас по мне промах; теперь и мне пришла
охота пошутить…» 1 . Мы можем заметить, что, не лишенная
трагизма, ирония в устах героя, находящегося в экстремальной
ситуации, значительно поднимает героя в глазах читателя. Мы
можем сделать заключение, что, видимо, это мужественный
человек, ведь только мужественный может найти в себе силы
призвать чувство юмора в трудную минуту.
В еще более философской «повести Белкина» «Гробовщик» ирония
по поводу смерти почти повсюду. На этой горькой и не всегда
тактичной иронии и построена повесть. «Он разрешал молчание
разве только для того, чтобы журить своих дочерей, когда
заставал их без дела глазеющих в окно на прохожих, или чтоб
запрашивать за свои произведения преувеличенную цену у тех,
который имели несчастие (а иногда и удовольствие) в них
нуждаться» 2 .
ОБЩЕСТВО
В своем незаконченном историческом романе «Арап Петра
Великого» Пушкин, вырисовывая французское общество,
добавляет частицу иронии в этот обобщенный портрет: «Между
тем общества представляли картину самую занимательную.
Образованность и потребность веселиться сблизили все
состояния. Богатство, любезность, слава, таланты, самая
странность, все, что подавало пищу любопытству или обещало
удовольствие, было принято с одинаковой благосклонностию.
Литература, ученость и философия оставляли тихий свой
кабинет и являлись в кругу большего света угождать моде...
Женщины царствовали, но уже не требовали обожания (выделение
мое – авт.)» 3
Но чаще всего ирония показывает пороки российского общества,
современного поэту. «Столь же долго не мог я привыкнуть и к
тому, чтоб разборчивый холоп обносил меня блюдом на
губернаторском обеде. Ныне то и другое кажется мне в порядке
вещей. В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо
общеупотребительного правила: чин чина почитай , ввелось в
употребление другое: ум ума почитай ? Какие возникли бы
споры! И слуги с кого начинали бы кушание подавать?» 4 Здесь
мы видим прозрачный намек на несоответствие чина с
умственными способностями его носителя.
Поведение современных ему помещиков Александр Сергеевич
также не обходит вниманием. В повести «Барышня-Крестьянка»
он, описывая встречу двух поссорившихся помещиков, говорит
следующие слова: «Делать нечего. Муромский, как образованный
европеец, подъехал к своему противнику и учтиво его
приветствовал. Берестов отвечал с таким же усердием, с
каковым цепной медведь кланяется господам по приказанию
своего вожатого… Муромский не мог отказаться, ибо чувствовал
себя обязанным, и таким образом Берестов возвратился домой
со славою, затравив зайца и ведя своего противника раненым и
почти военнопленным» 5 . Нравы поместного дворянства поэт
справедливо осмеивает, как пороки общества в целом.
Вот как описывается окружение села Горюхина: «Страна, по
имени столицы своей Горюхином называемая, занимает на земном
шаре более 240 десятин. Число жителей простирается до 63
душ. К северу граничит она с деревнями Дериуховом и
Перкуховом, коего обитатели бедны, тощи и малорослы, а
гордые владельцы преданы воинственному упражнению заячьей
охоты. К югу река Сивка отделяет ее от владений карачевских
вольных хлебопашцев – соседей беспокойных, известных буйной
жестокостию нравов. К западу облегают ее цветущие поля
захарьинские, благоденствующие под властью мудрых и
просвещенных помещиков. К востоку примыкает она к диким,
необитаемым местам, к непроходимому болоту, где произрастает
одна клюква, где раздается лишь однообразное кваканье
лягушек и где суеверное предание предполагает быть обиталищу
некоего беса» 6 . Здесь ирония перерастает в сатиру. Это
обобщенный образ России, пусть утрированный, но тем не менее
горький.
В повести «Рославлев» очень удачно сопоставлены материальные
интересы «маменек», заинтересованных повыгоднее выдать дочек
замуж, с патриотизмом. «Приезд государя усугубил общее
волнение. Восторг патриотизма овладел наконец и высшим
обществом. Гостиные превратились в палаты прений. Везде
толковали о патриотических пожертвованиях. Повторяли
бессмертную речь молодого графа Мамонова, пожертвовавшего
своим имением. Некоторые маменьки после того заметили, что
граф уже не такое завидный жених, но все мы были от него в
восхищении» 7 .
В «Езерском» Пушкин легко, словно играючи, говорит о
серьезных вещах, показывая настоящую причину падения
интереса его поколения к деяниям предков.
«Кто б ни был ваш родоначальник,
Мстислав Удалый, иль Ермак,
Или Митюшка целовальник,
Вам все равно – конечно так,
Вы презираете отцами,
Их древней славою, правами
Великодушно и умно,
Вы отреклись от них давно,
Прямого просвещенья ради,
Гордясь, как общей пользы друг,
Ценою собственных заслуг,
Звездой двоюродного дяди
Иль приглашением на бал
Туда, где дед ваш не бывал» 8 .
О столь серьезном и даже несколько удручающем факте, как
утрате памяти о великих предках, поэт говорит не без доли
юмора, что даже приободряет читателя.
Роман в стихах «Евгений Онегин» просто таки пестрит
ироническими выпадами в сторону современного поэту общества.
Вот лишь один пример, в котором он говорит о недалекости
светских господ:
Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет –
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил» 9 .
ЛЮБОВЬ
Редкость появления в пушкинских творения иронии на тему
смерти можно объяснить ее трагизмом и чувством такта поэта.
Тем не менее, на тему любви мы так же не встретим много
случаев иронизирования, хотя вряд ли можно сказать, что эта
тема для поэта была столь серьезна и непогрешима.
Раскрывая истинную природу чувства своей героини в повести
«Выстрел», автор говорит: «Марья Гавриловна была воспитана
на французских романах и, следовательно, была влюблена» 10 ,
также не забывая намекнуть, что подобное явление, видимо,
существует в масштабах всего общества.
Семейные отношения времени поэта также являются поводом для
иронии. «Семнадцати лет, при выходе ее из монастыря, выдали
ее за человека, которого она не успела полюбить и который
впоследствии никогда об этом не заботился» 11 . («Арап Петра
Великого») А вот как описывается процесс угадывания жениха
Наташи:
«- Батюшка-братец, - отвечала старушка, - как нам угадать?
Мало ли женихов при дворе: всякий рад взять за себя твою
Наташу. Долгорукий, что ли?
- Нет, не Долгорукий.
- Да и Бог с ним: больно спесив. Шеин, Троекуров?
- Нет, ни тот, ни другой.
- Да и мне они не по сердцу: ветрогоны, слишком понабрались
немецкого духу. Ну так Милославский?
- Нет, не он.
- И Бог с ним: богат, да глуп…» 12
Таким образом, вырисовывается перед нами довольно забавная
картина тогдашнего петровского общества.
И еще о любви:
«Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней, верно, нет его» 13 .
(«Евгений Онегин»)
ПРОСВЕЩЕНИЕ
Состояние просвещение в России довольно часто делается
мишенью для нападок поэта. «Таким образом достиг я
шестнадцатилетнего возраста, оставаясь при первоначальном
моем образовании и играя в лапту с моими потешными,
единственная наука, в коей приобрел я достаточное познание
во время пребывания моего в пансионе» 14 .(«История села
Горюхина») Об уровне образования в дворянских семьях поэт
все чаще отзывается отрицательно: «Звание литератора всегда
казалось для меня самым завидным. Родители мои, люди
почтенные, но простые и воспитанные по-старинному, никогда
ничего не читывали, и во всем доме, кроме Азбуки, купленной
для меня, календарей и Новейшего письмовника, никаких книг
не находилось» 15 . («История села Горюхина») Или из
«Капитанской дочки»: «С пятилетнего возраста отдан я был на
руки стремянному Савельечу, за трезвое поведение
пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом
году жизни я выучился русской грамоте и мог очень здраво
судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял
для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы
вместе с годовым запасом вина и прованского масла» 16 . Из
вышеприведенных отрывков пушкинской прозы мы можем судить об
отношении к просвещению в России в то время. Родители не
заботились о том, чтобы их дети получили хорошее
образование, пуская все на самотек, и это приводило к тому,
что молодых дворян учили играть в лапту или же «судить о
свойствах борзого кобеля, а не наукам.
Также объектом иронии становится отношение общества к
родному языку. Вот строки из «Евгения Онегина»:
«Я знаю: дам хотят заставить
Читать по-русски, право, страх!
Могу ли их себе представить
С «Благонамеренным» в руках!
Я шлюсь на вас, мои поэты;
Не правда ль: милые предметы,
Которым за свои грехи,
Писали втайне мы стихи…
Не все ли, русским языком
Владея слабо и с трудом,
Его так мило искажали,
И в их устах язык чужой
Не обратился ли в родной?» 17
МОНАРХИ
При всем своем уважении к Петру I, Александр Сергеевич не
идеализирует этого бесспорно великого человека. Довольно
часто в своих произведениях поэт иронизирует над самим
Императором и его творением – городом Санкт Петербургом .
Вот как описывается город Петра в незаконченном историческом
романе “Арап Петра Великого”: “Дома казались наскоро
построены. Во всем городе не было ничего великолепного,
кроме Невы, не украшенной еще гранитною рамой…” 18
Весьма странное отношение Петра к собственному чину также не
ускользает от внимания Пушкина: “На другой день Петр по
своему обещанию разбудил Ибрагима и поздравил его
капитан-лейтенантом бомбардирской роты Преображенского
полка, в коей сам был капитаном” 19 .
ОБРАЗЫ
Довольно часто ирония является важным инструментом для
раскрытия образа того или иного героя. Вот как, например это
происходит в повести «Дубровский»: «Приводили обыкновенно
новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к
медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли
наедине с косматым пустынником... Таковы были благородные
увеселения русского барина!» 20 «Избалованный всем, что
только окружало его, он привык давать полную волю всем
порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно
ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу
физических способностей, он раза два в неделю страдал от
обжорства и каждый вечер бывал навеселе» 21 . Эти две цитаты
достаточно ярко характеризуют Кирила Петровича Троекурова, и
если первая только намекает на его избалованность, то вторая
почти открыто кричит об этом. Часто герой характеризуется
иронией со слов других персонажей: «Ахти, Егоровна, - сказал
дьячок, - да как у Григорья-то язык повернулся; я скорее
соглашусь, кажется, лаять на владыку, чем косо взглянуть на
Кирила Петровича. Как увидишь его, страх и трепет и краплет
пот, а спина-то сама так и гнется, так и гнется…» 22 Разве
после таких речей можно говорить об уважении, здесь только
страх.
«Он вел жизнь самую рассеянную; торчал на всех балах,
объедался на всех дипломатических обедах, и на всяком званом
вечере был так же неизбежим, как резановское мороженое» 23 –
так описывает Александр Сергеевич Чарского в «Египетских
ночах».
Ирония также используется для освещения различных черт
графини в повести «Пиковая дама»: «Барышня подняла голову и
сделала знак молодому человеку. Он вспомнил, что от старой
графини таили смерть ее ровесниц и закусил губу. Но графиня
услышала весть, для нее новую, с большим радушием.
- Умерла! – сказала она, - а я так и знала! Мы вместе были
пожалованы во фрейлины, и когда мы представились, то
государыня…
И графиня в сотый раз рассказала внуку свой анекдот» 24 .
Тот же прием усматривается и в случае отношений Лизаветы
Ивановны с Германом: «Лизаветы Ивановна ее не слушала.
Возвратясь домой, она побежала в свою комнату, вынула из-за
перчатки письма: оно не было запечатано. Лизавета Ивановна
его прочитала. Письмо содержало в себе признание в любви:
оно было нежно, почтительно и слово в слово взято из
немецкого романа. Но Лизавета Ивановна по-немецки не умела и
была очень им довольна» 25 .
Да и сам Герман не обойден иронией автора: «Две неподвижные
идеи не могут вместе сосуществовать в нравственной природе,
так же, как два тела не могут в физическом мире занимать
одно и то же место, тройка, семерка, туз – скоро заслонили в
воображении Германа образ мертвой старухи» 26 .
Иронизирует Александр Сергеевич и по поводу поэтов:
«Несмотря на великие преимущества, коими пользуются
стихотворцы (признаться: кроме права ставить винительный
падеж вместо родительного и еще кой-каких так называемых
поэтических вольностей, мы никаких особенных преимуществ за
русскими стихотворцами не замечаем)…» 27 Здесь Пушкин не
лишен и самоиронии.
С помощью иронии в описании размещения Петра в крепости
Пушкин показывает скрытые стороны характера капитанши в
повести «Капитанская дочка»: «В эту минуту вошел урядник,
молодой и статный казак.
- Максимыч! – сказала капитанша. – Отведи г. офицеру
квартиру, да почище.
- Слушаю, Василиса Егоровна, - отвечал урядник. – Не
поместить ли его благородие к Ивану Полежаеву?
- Врешь, Максимыч, - сказала капитанша, - у Полежаева и так
тесно; он же мне кум и помнит, что мы его начальники. Отведи
г. офицера… как ваше имя отчество, мой Батюшка? Петр
Андреич?.. Отведи Петра Андреича к Семену Кузову, он,
мошенник, лошадь свою пустил ко мне в огород…» 28
Довольно часто скрытая насмешка используется в романе в
стихах «Евгений Онегин». Вот как автор рисует окружение, в
котором приходится вращаться главному герою:
«…К покойнику со всех сторон
Съезжались недруги и други,
Охотники до похорон.
Покойника похоронили.
Попы и гости ели, пили
И после важно разошлись,
Как будто делом занялись» 29 .
А вот московское общество:
«Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица.
Необходимые глупцы» 30 .
Некоторые произведения Александра Сергеевича Пушкина
являются ироничными целиком, ироничными по замыслу и сюжету.
Такова, например, повесть «Пиковая Дама» –
произведение-насмешка над всеми, кто ведет жизнь игрока, над
жаждой легкого обогащения.
Чаще ирония высказывается автором через своих героев, но
есть и ирония самого автора. Например, роман «Арап Петра
Великого» просто-таки насыщен авторской иронией, равно как и
роман в стихах «Евгений Онегин» очень богат ироничными
авторскими отступлениями от основного повествования.
Почти полностью ирония отсутствует в драматургии Пушкина.
Трагедии чрезвычайно бедны скрытой насмешкой. Видимо,
Александр Сергеевич вполне справедливо считал иронию
неуместной в этом жанре, прибегая к другим выразительным
средствам.
|