Пространство рассказа:
1. Внутренний мир героя
А) Он несколько раз выходил, пошатываясь, стараясь не шуметь
и цепляясь за стулья, и пол под непривычными босыми ногами
был страшно холодный и скользкий, и от этого необычайного
холода становилось особенно ясно, что давно уже ночь и все
тихо спят, а он один ходит и мучится болью, чуждою всему
этому чистому и хорошему дому.
Б) Герой умирает еще задолго до физической смерти:
И все время Павлу казалось, что это писал не он, а другой
какой-то человек, хороший и умный; он умер теперь, этот
человек, и оттого так многозначительно все им написанное, и
оттого так жаль читать его. И тихая жалость к умершему
человеку наполнила его сердце; и первый раз за много дней
Павел почувствовал себя дома, на своей постели, одного, а не
на улице, среди тысяч враждебных и чуждых жизней.
2. Мир, к к-рому формально относится герой
Далеко во все стороны расстилался мир, и был он бесконечный
и темный, и всем одиноким и скорбным сердцем чувствовал
Павел его неизмеримую и чуждую громаду.
3. “Бездна” (сквозной мотив А.)
А) Вы же поскорее, Катенька!- попросил Павел, теряя азами ее
контур в черном и мглистом отверстии ворот. + Павел
напрягся, что-то сбросил с себя и выбросил весе-1й и громкий
вопрос: - А водочки-то?
Б) С надеждою обернулся он к окнам, но оттуда угрюмо и
скучно смотрел грязный городской туман, и все было от него
желтое: потолок, стены и измятая подушка. И вспугнутые им
чистые образы прошлого заколыхались, посерели и провалились
куда-то в черную яму, толкаясь и стеная.
В) И в лесу, где он лежал за кустами, было так темно, что он
не видел своей руки, и порой ему чудилось, что и самого его
нет, а есть только молчаливая и глухая тьма.
Герой переходит из одного пространства в другое под
воздействием судьбы, “фатума”, ничего не делая сам.
II. Импрессионизм - значимость цвета, светотени и звука.
1.Импрессионизм + цветовая ассоциация с Достоевским повтор
тематики болезни, нечистоты,
А) Не трогай меня!.. Отойди!..- и, поведя плечами, ти хо
добавил:- Я грязный...
Б) Так же грязны и мысли его, и кажется, что, если бы
вскрыть его череп и достать оттуда мозг, он был бы гряз ный,
как тряпка, как те мозги животных, что валяются н; бойнях, в
грязи и навозе.
смерти, образа живого города, ведущего к гибели своих
жителей.
В тот день с самого рассвета на улицах стоял странный,
неподвижный туман. Он был легок и прозрачен, он не закрывал
предметов, но все, что проходило сквозь него, окрашивалось в
тревожный темно-желтый цвет, и свежий румянец женских щек,
яркие пятна их нарядов проглядывали сквозь него, как сквозь
черный вуаль: и темно и четко.
2. цветовая оппозиция земли и неба: небо “изжелто-черное”,
земля - “исчерна-желтая”.
3. звуки и цвета голосов - окраска внутреннего состояния
героя и индикатор их взаимоотношений:
А) говорила Катя Реймер густым и звучным контральто
Б) Из тьмы пропищал странный и смешной голос полишинеля:
В) Среди смеха прозвучал другой голос, молодой и сдержанный
бас:
Г) Катя Реймер ответила, и голос ее был серьезный и
изменившийся:
Д) И точно разбегающийся шепот шмыгнул по лесу, и все
выжидающе смолкло, когда мужской голос, как золото, мягкий,
блестящий и звонкий, запел высоко и страстно:
- Ты мне сказала: да - я люблю тебя!.. Так ослепительно
ярок, так полон живой силы был этот голос, что зашевелился,
казалось, лес, и что-то сверкающее, как светляки в пляске,
мелькнуло в глазах Павла.
Е) Отчего вы так грустны, Катерина Эдуардовна?- повторял он,
как жалобную песню, как тихую молитву отчая; ния, и вся душа
его билась и плакала в этих звуках. (итог для героя)
4.Цвет=мотив (желтый =жизнь=болезнь=смерть)
Павел попробовал задвижку, подошел к столу и взялся за ручку
ящика; но тут ему представились все эти глубоко запрятанные
инструменты, склянки с мутною жидкостью и желтыми противными
ярлыками, и то, как он покупал их в аптеке, сгорая от стыда,
а провизор отвертывался от него, точно и ему было стыдно
III. Время в рассказе.
1. Тема вечного сюжета, подчеркнутость циклического времени:
“В пестроте и грязной окраске его (потолка) было что-то
скучное, надоедливое и безвкусное, напоминавшее о десятках
людей, которые жили в этой квартире до Рыбаковых, спали,
говорили, думали, делали что-то свое - и на все наложили
свою чуждую печать. И эти люди напоминали Павлу о сотнях
других людей.. .”
2. Текстуальное подтверждение цикличности, вечности
происходящего
А) И снова перед глазами развернулся в высоте потолок.
Б) Потом опять в том же порядке: хата, большой мужик,
церковь и огромная телега и так кругом комнаты. И все это
было желтое на грязно-розовом фоне, уродливое и скучное, и
напоминало не деревню и чью-то печальную и лишенную смысла
жизнь.
3. Характерно и название книги, к-рую читал Павел “История
цивилизации”.
IV. Композиция рассказа
1. Непреодолимая граница между героем и миром - все мешает
ему преодолеть ее.
'_ а черт!- ругался он и отбрасывал материю, но, тяжелая,
она тупо падала назад прямыми и равнодушными складками.
Внезапно устав и потеряв всю энергию, Павел лениво отодвинул
ее и сел на холодный подоконник.
2. Композиционно выделяются основные мотивы и образы
рассказа:
Но среди идущих и едущих были женщины, и их присутствие
давало картине сокровенный и тревожный смысл. Они шли по
какому-то своему делу и были, казалось, такие обыкновенные и
незаметные; но Павел видел их странную и страшную
обособленность : они были чужды всей остальной толпе и не
растворялись в ней, но были как огоньки среди тьмы.
3. Город в изображении Л. Андреева.
а) Типичное влияние города на героя- разрушение личности,
утрата моральных ценностей, несамостоятельность сознания;
город действует и направляет своих героев:
С переездом в город Павел стал особенно мрачен и нервен, и
Сергей Андреич боялся за себя, что не сумеет говорить
достаточно спокойно и внушительно.
б) Город, герои = их идеи. Герой становится я частью
окружающего его мира. “Жители города” “затягивают” героя в
“свой” мир.
Двигался туман и огни, и опять о грудь Павла бились плечи
женщины и перед глазами болталось большое загнутое перо,
какие бывают на погребальных колесницах; ïîòîì что-то
черное, гнилое, скверно пахнущее охватило их , и качались
какие-то ступеньки, вверх и опять вниз. В одном месте Павел
чуть не упал, и женщина поддержала его.
V. Основные мотивы рассказа
1. 3 осн. темы рассказа: Женщина, смерть, “чума”.
Но она не обернулась, и опять в груди стало пусто, темно и
страшно, как в вымершем доме, сквозь который прошла угрюмая
чума , убила все живое и досками заколотила окна.
2. Бездушность всего мира героя, всего что соприкасается с
ним:
А потом когда-нибудь она отдаст ему и свое тело, и с ним
будут делать то же, что делают с продажными женщинами.
VI. Автор и герой
1. автор знает о герое не более чем читатель:
Павел быстро встал и, вероятно , сделал себе очень больно...
2. Отец Павла не узнает, не знает своего сына (возможно это
- перекличка с автором)
Но радость скоро прошла, и уже через полчаса Сергей Андреич
смотрел на Павла и думал: кто этот чужой и незнакомый юноша
, странно высокий, странно похожий на мужчину?
И с тех пор Сергей Андреич искал прежнего милого, хорошо
знакомого мальчика, натыкался на что-то новое и загадочное и
мучительно недоумевал.
3. Двойственность героя (его мир делится на “до” и “после”)
(перепев романтического образа героя “до”)
Тут рассуждения о жизни, такие серьезные и решитель ные, с
таким множеством умных иностранных слов, что Павлу кажется,
будто не он писал их, а кто-то пожилой 1 и страшно умный;
тут первый трепет скептической мысли, è первые чистые
сомнения и вопросы, обращенные к Богу: где ты, о Господи?
Тут сладкая грусть неудовлетворенной и не разделенной любви
и решение быть гордым, благородным и любить Катю Реймер всю
долгую жизнь, до самой моги лы. Тут грозный и страшный
вопрос о цели и смысле бытия и чистосердечный ответ, от
которого веет весною и солнеч ным блеском: нужно жить, чтобы
любить людей, которые так несчастны. И ни слова о тех
женщинах.
VII. Квинтэссенция в образе героя понятий пространства,
времени, образов, души, смерти, болезни и города.
А) я ненавижу тебя! - шептало странное, бесформенное пятно
человека, охваченного туманом и вырванного им из живого
мира.- Я ненавижу тебя!
Б) Как в вате, задыхается в тумане голос. Бесформенное пятно
человека медленно удаляется, сверкнула около фонаря
металлическая пуговица, и все растаяло, как будто никогда и
не было его, а был только мутный и холодный туман.
VIII. Анафористичность рассказа конец сюжетный = началу
след. действия.
... В ту ночь, до самого рассвета, задыхался в свинцовом
тумане холодный город. Безлюдны и молчаливы были его пубокие
улицы, и в саду, опустошенном осенью, тихо уми-али на
сломанных стеблях одинокие, печальные цветы.
|